Екатерина Викторовна Батоврина в 2004 г. с отличием окончила факультет государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова по специальности «Государственное и муниципальное управление», специализация – управление персоналом. Сегодня Екатерина Викторовна является преподавателем факультета государственного управления. Она – заместитель заведующего кафедрой управления персоналом по учебной работе, кандидат социологических наук, доцент.
I. Выбор университета; возможность заниматься всем, что интересно на ФГУ; продолжение карьеры после окончания университета.
— Выбирали ли Вы между МГУ и каким-либо еще Вузом, когда собирались получать высшее образование? Почему выбор был сделан в пользу МГУ?
— Не выбирала. Я знала, что буду поступать в Московский университет еще в возрасте 5-6 лет, до того, как пошла в школу. Мы с родителями жили недалеко от МГУ, из окна нашего дома открывался прекрасный вид на университет. Мне очень запомнились моменты, когда мы с балкона смотрели салюты над Главным зданием МГУ. Тогда мне казалось, что это сказочное место, уникальный мир, в который очень хотелось попасть. К поступлению я готовилась, знала, что поступать будет непросто. Хотя в школе я училась хорошо, был определенный багаж знаний, весь 11 класс я посвятила дополнительным занятиям и подготовительным курсам. Ходила на них по вечерам 4 раза в неделю. Курсы, конечно, очень помогли. При поступлении в 1999 г. факультет назывался еще ИГУиСИ, а когда я выпустилась в 2004 г., в дипломе у меня был указан уже факультет государственного управления.
— С чем связан был интерес к сфере управления, в частности, сфере управления персоналом?
— Если с выбором университета проблем не было, с выбором специальности и факультета сложности были. У меня был достаточно широкий круг интересов. Мне хотелось заниматься и психологией, и социологией. Кроме того, я хорошо писала сочинения, статьи, рассказы для школьной газеты, поэтому думала и о журналистике. Изначально я выбирала между этими тремя направлениями. Но везде что-то смущало. Сложно было погрузиться в одну область. Выходом для меня стало знакомство с нашим факультетом. О нем я узнала из «Справочника абитуриента» в десятом классе. Сходила на день открытых дверей и поняла, что это место, где я смогу изучать сразу все то, что мне интересно. Моя уверенность в правильности сделанного выбора окрепла на втором курсе, когда я познакомилась с дисциплинами кафедры управления персоналом. И управление персоналом, и сопутствующие дисциплины – социальная психология, психология управления и др. меня очень увлекли. Кроме того, появилась возможность попробовать себя в качестве автора научных статей по профильной тематике. На пятом курсе мы вместе с моей однокурсницей, Олесей Добряхиной, опубликовали статью в тогда очень популярном журнале «Управление персоналом, который входил в список ВАК.
— К какому продолжению карьеры Вы готовились, обучаясь на факультете государственного управления: в академическом кругу или в сфере бизнеса, управления?
— Про карьеру в академической сфере при поступлении я не думала. Помню, когда я выбрала наш факультет для поступления, папа попросил узнать, есть ли на факультете аспирантура. Меня это удивило, поскольку тогда и вплоть до 3 курса у меня было желание сделать карьеру в крупной компании, защищать диссертацию и работать в вузе я не планировала. Но, начиная с третьего курса, интересы поменялись. Мы начали писать курсовые работы (мы их писали на 3,4 курсах, на пятом курсе – дипломную работу). Я очень ответственно к этому отнеслась, много времени проводила в библиотеке, разрабатывала тесты, анкеты, проводила исследования. Было очень интересно. Тогда я подумала, что есть альтернативный вариант, может быть, стоит рассмотреть возможность работы в академической среде. В итоге, после окончания факультета, я несколько лет проработала в бизнесе по специальности и потом пришла работать на ФГУ.
II. Преподаватели-учителя; друзья-единомышленники; навыки, полученные в годы учебы.
— Кого из преподавателей факультета государственного управления (и шире — МГУ) Вы могли бы назвать своими учителями?
— Хочется назвать многих. Всех преподавателей, которые у меня были, я вспоминаю с большой теплотой и благодарностью. Одним из первых преподавателей факультета, с кем я познакомилась, был К.А. Соловьев. Он вел у нас историю на подготовительных курсах в 11 классе. Его занятия очень помогли мне в подготовке к экзамену по истории, который мы сдавали при поступлении, я успешно его сдала. На первых курсах я очень любила занятия Ф.М. Волкова (Основы экономической теории), М.И. Панова (Основы логики), А.И. Соловьева (Политология), Г.Л. Купряшина (Основы государственного и муниципального управления). Их лекции были очень увлекательными, интересными, глубокими. До сих пор храню тетради с их записями. Конечно, отдельно хочется отметить преподавателей кафедры управления персоналом во главе с В.П. Пугачёвым. И В.П. Пугачев, и Т.В. Зайцева, и Д.Д. Бекоева, и Г.В. Черняева лекциями, увлеченностью своим предметом, опытом, открытым, добрым отношением к студентам вдохновили меня на то, чтобы я серьезно занялась вопросами управления персоналом, погрузилась в эту сферу. Сейчас, уже будучи преподавателем, иногда ловлю себя на мысли, что при выборе модели работы со студентами (например, как научный руководитель), при разработке планов лекций и семинаров я во многом ориентируюсь на опыт своих коллег, их пример.
— Сложился ли в годы обучения круг друзей-единомышленников?
— У нас был довольно большой поток, четыре группы. Тогда все очень тесно общались. Сейчас, к сожалению, так сложилось, что многие разъехались, живут не только в других регионах, но и в других странах. В настоящий момент я поддерживаю контакт с единицами. Одна из моих близких подруг, Олеся Добряхина, моя однокурсница. Именно с ней мы написали статью для журнала «Управление персоналом», о которой я упоминала выше. Это была наша первая большая публикация. За нее мы даже получили гонорар, на который съездили на три дня в круиз из Санкт-Петербурга на о. Валаам. Некоторые друзья появились в аспирантуре. Так, например, мы до сих пор общаемся с Евгенией Желниной. Мы писали кандидатские диссертации у одного научного руководителя, Г.В. Черняевой, и даже защищались в один день. Сейчас она тоже преподаватель, работает профессором в Тольяттинском государственном университете.
— Какие навыки, полученные в годы учебы, для Вас стали важными в последующей жизни?
— Думаю, что одна из ключевых способностей, приобретенных в годы учебы, – это способность системно мыслить. Практически все преподаватели, все дисциплины учили нас этому. Также это умение работать с информацией – находить, структурировать нужные данные, отбрасывать лишние. Еще одно умение – это умение работать в режиме аврала. За годы, проведенные на факультете и в специалитете, и в аспирантуре, у меня сформировался своего рода иммунитет к авралу. Сжатые сроки, многозадачность, необходимость сделать все и сразу не вызывают лишних эмоций, стресса. Это очень помогает – не только на работе, но и в жизни. Один из ключевых навыков, который я использую регулярно, – навык написания научных текстов. Очень большую роль в его формировании сыграла мой научный руководитель Г.В. Черняева.
III. Семейные примеры преподавания, которые служили ориентиром; ощущение себя «человеком Московского университета»; ценные пожелания студентам ФГУ.
— Когда Вы поняли, что хотите преподавать?
— На мое желание преподавать повлияли разные факторы. Во-первых, в определенной степени, ориентиром послужил опыт моих родных. Работа преподавателем никогда не была для меня чем-то удивительным. Мой папа всю жизнь преподает в вузе. Он профессор, создатель первой в России кафедры системной инженерии в РТУ МИРЭА. Я с детства наблюдала, как он работает, пишет. Мой дедушка тоже преподавал. Участник обороны Ленинграда, танкист, после войны он поступил в Военную академию имени М.В. Фрунзе, окончив которую, остался работать на должности старшего преподавателя. Во-вторых, существенное влияние на формирование желания преподавать оказал мой собственный опыт. С первого курса я задумалась о подработке и выбрала наиболее приемлемый на тот момент вариант – репетиторство. В основном я занималась с младшими школьниками английским языком. К моему большому удивлению, очень успешно. Родители учеников рекомендовали меня своим знакомым, некоторые прямо советовали и дальше заниматься преподаванием. В какой-то момент я подумала, что, наверное, действительно, преподавание – это мое.
— Ощущаете ли Вы, что Вы «человек Московского университета»?
— Да, ощущаю. Мне кажется, каждый человек, который соприкоснулся с МГУ, погрузился в университетскую среду, чувствует связь с университетом на протяжении длительного времени. Особенно остро я ощутила ее, когда пришла работать в Московский университет. Буквально с первых дней я осознала, что работа в МГУ – это не просто профессиональная деятельность, а образ жизни, который влияет абсолютно на все ее сферы. Для меня есть два символичных совпадения, связанных с университетом. Первое – это то, что мой день рождения – 25 января (в день основания МГУ). Второе совпадение – мой сын родился в день рождения кафедры управления персоналом – 9 декабря. Так что, с университетом я, действительно, неразрывно связана.
— Что бы Вы могли пожелать сегодняшним студентам Московского университета, которые учатся на нашем факультете государственного управления?
— Хочу пожелать состояться в профессии, продуктивно использовать все полученные знания. Не забывайте о личностном и профессиональном развитии. Несмотря на хороший уровень подготовки на факультете, в нынешних условиях знания и другие компетенции достаточно быстро устаревают, нужно постоянно их совершенствовать, быть в тренде. И, конечно, не забывайте о себе, соблюдении баланса между работой и личной жизнью. Это тот ресурс, который позволяет нам добиваться многого. У человека не уставшего, гармоничного, горят глаза, он мотивирован, хочет двигаться вперед, работает на результат.

Автор: Носырева Полина Михайловна
Студент бакалавриата факультета государственного управления МГУ.
г. Москва, февраль 2024 г.
Comments are closed