Ольга Александровна Львова – выпускница Московского университета
Ольга Александровна Львова – выпускница факультета государственного управления. В 2008 Ольга Александровна с отличием окончила факультет государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова по специальности «Антикризисное управление». Сегодня Ольга Александровна является профессором факультета государственного управления. Она – доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры финансового менеджмента ФГУ.
I. Выбор университета, история сдачи экзаменов в МГУ, ФГУ – «элитный» факультет
— Выбирали ли Вы между МГУ и каким-либо еще Вузом, когда собирались получать высшее образование? Почему выбор был сделан в пользу МГУ?
— Да, выбирала. Решение принимали вместе с бабушкой и папой, у них был сборники типа «Желтых страниц» в образовании – со всеми телефонами и адресами вузов. Раньше Интернетом не так активно пользовались. Так, бабушка с папой «прошерстили» эти сборники и отметили несколько позиций, которые на тот момент могли широко применяться. Они отметили ФГУ. Тогда там было направление «Антикризисное управление», после окончания которого присваивалась квалификация «экономист-менеджер». Мы еще ходили на дни открытых дверей в другие университеты, даже был какой-то частный вуз с экономико-социологическим уклоном, куда меня брали почти без экзаменов. В приоритете, конечно, был МГУ, факультет государственного управления.
— Скажите пожалуйста, сложно ли было поступать?
— У нас было три экзамена, ЕГЭ тогда еще не было. Из экзаменов были: сочинение, математика и обществознание. Так интересно совпало, что сочинение в школе и сочинение в университете я писала по одному произведению – это была «Гроза» А.Н. Островского. В университете по сочинению, на мой взгляд, у меня была заниженная оценка, но оценка была положительная и это позволяло пройти дальше. По математике у меня тоже было достаточное количество баллов, там было 10 заданий, самые сложные были текстовые задачи на логику. Перед поступлением я ходила на подготовительные курсы и там нас учили преподаватели, которые уже в университете вели математику: Г.Е. Шикина, А.А. Григорян. А по обществознанию было эссе, по-моему, оно было про коррупцию. К нему я подготовилась за пару дней по коротким «шпаргалкам» для быстрой подготовки к экзамену. Я училась на коммерческой основе. Оплата выставлялась в долларовом эквиваленте, там в зависимости от набранных баллов различалась стоимость обучения. Мне не хватило одного балла до стоимости на тысячу долларов ниже.
— С чем связан был интерес к сфере управления, экономике?
— Фактически я шла не на государственное управление, а на антикризисное управление. Известно, что экономика постоянно находится в острых состояниях, это всегда казалось перспективным направлением, хотя тогда был 2003 год. В сравнении с экономическим факультетом МГУ, где уклон был в математику, на ФГУ акцент делался на управление и экономику, в том числе на уровне фирмы. Мне казалось, что это более перспективно с позиции дальнейшей занятости. Тогда мне ФГУ казался «элитным» направлением университета. У нас был самый большой конкурс: 15 человек на одно место, было всего 35 бюджетных мест на весь факультет, на моем потоке учились примерно 120 студентов. У меня было четкое впечатление, что я поступила на «элитный», «бутиковый» факультет. Это не с позиции «понтов», а именно с позиции эксклюзивности и востребованности того, чему здесь учат.
II. Окончание университета с отличием; преподаватели-учителя; почему во время учебы можно потерять друзей?
— К какому продолжению карьеры Вы готовились, обучаясь на факультете государственного управления: в академическом кругу или в сфере бизнеса, управления, может, хотели стать госслужащим?
— Я хотела уйти в сферу бизнеса. Я проходила практику в РАО «ЕЭС России», хотела работать в большой компании. Потом я специализировалась по кафедре финансового менеджмента, где я и сейчас работаю. Многие однокурсники уходили в консалтинг, в «аудиторскую четвёрку». Я не успела попробовать там поработать, ибо нужно было постоянно проходить их курсы и конкурсы, чтобы пойти на стажировку, нужно было готовиться, а если ты проходил на стажировку, тебе нужно было выбирать: учеба или стажировка. Я выбирать между учебой и чем-то еще не была готова. Посещала все лекции, семинары, окончила Московский университет с красным дипломом. У меня был «пунктик»: в школе я не получила медаль, хотя у меня была всего одна «четвёрка», поэтому я решила, что МГУ я окончу с красным дипломом, что я и сделала. Спустя 4 года защитила кандидатскую диссертацию, потом, в 35 лет – докторскую. Красный диплом мне вручал В.А. Садовничий, и диплом доктора наук вручал мне тоже В.А. Садовничий – ректор Московского университета.
— Кого из преподавателей факультета государственного управления (и шире — МГУ) Вы могли бы назвать своими «учителями»?
— Конечно, это А.З. Бобылёва, она руководила моим дипломом. Диплом у меня был по банкротству, эта история идет с 2008 г. В 2012 году я защитила кандидатскую диссертацию по экономике тоже по теме банкротства, и уже в 2022 году, спустя 10 лет, я защитила докторскую диссертацию по банкротству. Причем, каждый раз я пересматриваю свои взгляды, время идет, и они сильно меняются, как и сама подвижная сфера банкротства. Алла Зиновьевна была и является сегодня моим наставником, учителем. Я очень благодарна ей, что в профессиональном плане она меня вырастила. Также из преподавателей это, конечно, А.И. Соловьев. У меня на его экзамене была смешная история. На 3 курсе мы сдавали «политологию», и он нам задавал учить наизусть 25 статей известных политологов, учить по цитатам. На экзамене было два теоретических вопроса и пересказ статьи. Мне попался билет, на который я не очень хорошо отвечала, Александр Иванович сказал, что готов поставить «три». Меня «тройка» не устроила, я пошла на пересдачу. Пришла на пересдачу, а там мне попался тот же билет. Как же хорошо, что я его тогда выучила. Еще из преподавателей я отмечу Е.В. Шикина, он у нас вел математику. Математика у нас была 4 семестра, всего один семестр, когда ее не было. Математика была во всех видах: теории игр, теория вероятности, линейная алгебра, графы, деревья решений. Я очень благодарна Евгению Викторовичу и его коллегам по кафедре математических методов в управлении. Я убеждена – математика систематизирует, структурирует мозг, она формирует аналитический тип мышления. Во всех работах, которые пишут студенты моей кафедры сегодня, мы обязательно включаем расчетную часть, аналитическую часть, потому что это очень полезно: разбираться в цифрах, которые ты сам посчитал. Также отмечу Т.В. Зайцеву, помню, как мы писали от руки конспекты по психологии и это было условием допуска к экзамену. Я и сегодня могу обратиться к ней за мудрым советом, настоящего кандидата психологических наук, за что ей благодарна.
— Сложился ли в годы обучения круг друзей-единомышленников, общение с которыми Вы продолжаете и сегодня?
— В нашей группе «Антикризисное управление» было всего 19 человек из потока 120 человек на курсе. Это была такая маленькая, обособленная группа. В основном, мы общались в своем узком кругу, не было такого, что мы общались на курсе. Отчасти это из-за того, что у нас фактически был свой учебный план. Были, конечно, общие поточные лекции, но их было мало. На разные «тусовки» мы тоже собирались в основном своей группой. Я, конечно, знаю известных выпускников нашего курса – это Иван Кусов, который сегодня министр образования и науки ЛНР, на поточных парах мы часто за одной партой сидели. Оказывается, у меня в телефоне есть много контактов моих однокурсников. Я дружу с двумя подругами, они были моими одногруппницами. Это правда мои лучшие подруги, мы до сих пор с ними встречаемся и общаемся. В университете у нас были периоды, когда мы с ними ругались из-за учебы. У нас был предмет «Инновационный менеджмент», нам преподавала О.П. Молчанова, сейчас она преподает на экономическом факультете. Ольга Петровна всегда задавала проекты, которые мы должны были делать вместе. Мы делали, и одна из нас троих всегда как-то «отлынивала» от работы, но, поскольку мы дружили, мы её все время включали в проекты. В одно время нам это надоело, и мы с другой подругой на 3 курсе сказали ей, что дружба дружбой, но в учебе теперь мы раздельно. Она, конечно, обиделась на нас, два года мы не общались. Где-то на 5 курсе мы опять начали общаться. Поэтому, когда вы готовите что-то по учебе, вы должны быть готовы, что вы можете потерять друга.
III. Навыки, полученные в университете; опыт преподавания на мехмате МГУ; регулярное ощущение себя «человеком Московского университета»; пожелания студентам ФГУ
— Какие навыки, полученные в годы учебы, для Вас стали важными в последующей жизни?
— Умение критически мыслить, умение работать в команде, умение распределять обязанности. Когда ты работаешь в команде, ты несешь ответственность за все. Я сейчас своим студентам говорю, чтобы они обязательно обсудили итог, посмотрели кто и что «не дотянул», чтобы в целом сложилась хорошая картина. Также одно из умений, которому учит университет: быстро делать задания «в пожарном режиме».
— Когда Вы поняли, что хотите преподавать?
— Я знала, что мне нравится выступать на публике. В школе я писала сочинения лучше всех, и учительница по русскому языку и литературе вызывала меня к доске, чтобы я зачитала свое сочинение перед всем классом, наверное, чтобы дать мотивацию остальным ребятам. Наверное, им было скучно в этот момент, зато я, стоя у доски и читая свое сочинение, была довольна. Когда я поступила в аспирантуру, мои первые пары были на мехмате МГУ, там я вела «Экономическую теорию». Между мной и студентами разница была 2-3 года. Я помню, как я объясняла им графики спроса и предложения с точки зрения экономики, а они говорили, что с точки зрения математики это говорит о другом. Мы будто на разных языках говорили. Я им рассказывала задачки, считала ответ на калькуляторе, а они давали ответ в обыкновенных дробях, мне потом приходилось это все преобразовывать в понятный формат. Интересный был опыт. На ФГУ мне очень нравилось преподавать, нравится и сейчас. У тебя может быть очень плохое настроение, но ты заходишь в аудиторию к студентам, разговариваешь с ними, даешь задания, они тебе отвечают, вы общаетесь, и ты с пары выходишь на эмоциональном подъеме. Мне нравится, когда меня слушают и ужасно не нравится, когда меня не слушают. Исхожу всегда из того, что я никого не заставляю учиться, об этом студенты узнают на экзамене. Я не бью линейкой по рукам, не выгоняю из аудитории. Я считаю, что человек, который пришел учиться в вуз, является взрослым, он пришел получать высшее образование и принял это решение самостоятельно. Если он хочет получить знания, он выполняет задания и участвует в учебном процессе, а если он пришел просто подождать диплом, пусть ждет, но тогда уже ему будет необходимо сдавать экзамен и не мешать мне вести занятие. Я выявила у себя такой навык — я хорошо пишу. Оказывается, этот навык есть не у всех: об этом я узнала, когда начала студенческие работы читать, я обнаружила это с удивлением. Тогда Алла Зиновьевна убедила меня в том, что академическая карьера для женщины очень хороша, потому что часть времени ты можешь писать работы из дома. А если у тебя еще потом семья, дом, то ты можешь эти дела совмещать.
— Ощущали ли Вы когда-нибудь, что Вы «человек Московского университета»?
— Ощущаю регулярно. Особенно, когда Виктор Антонович Садовничий вручает мне дипломы за какие-то очередные достижения. Это был красный диплом МГУ, две стипендии молодым преподавателям, добившимся значительных успехов. Я поступила в 2003 году, сегодня 2024, то есть 21 год я в Московском университете. Я была во всех корпусах, преподавала на разных факультетах, знаю многих преподавателей со всего университета. Конечно, я человек Московского университета.
— Что бы Вы могли пожелать сегодняшним студентам Московского университета, которые учатся на нашем факультете государственного управления?
— Я бы хотела, чтобы они задумались о том, что они сейчас проводят самое классное время, они должны взять от него максимум. Если вам дают какие-то навыки, впитывайте их налету, потом у вас может не быть времени. Вы должны понимать, что вам интересно, а что нет, чтобы потом, после окончания бакалавриата, в магистратуре выбрать что-то более интересное для себя, более узкую стезю. Порекомендую в свободное от учебы время попробовать работать, получить какой-то опыт, но, подчеркиваю, в свободное от учебы время. Возможно, это сложно сейчас совмещать. Участвуйте во всех мероприятиях, которые проводит факультет и Московский университет, ходите на мероприятия разных факультетов, посещайте МФК, пробуйте по максимуму. Потому что потом будет работа и у вас не будет такого количества времени. Учитесь публичным выступлениям, готовьте, подходите к этому ответственно. Все, что вы изучаете, для вас полезно. Берите от учебы всё.
Автор: Носырева Полина Михайловна
студент бакалавриата факультета государственного управления МГУ.
г. Москва, ноябрь 2024.
Comments are closed