Ольга Владимировна Михайлова – выпускница факультета государственного управления. Ольга Владимировна с отличием окончила факультет государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова. Сегодня она является преподавателем факультета государственного управления. Ольга Владимировна – доктор политических наук, доцент, профессор кафедры политического анализа.

I. Выбор университета, сдача экзаменов при поступлении.
— Выбирали ли Вы между МГУ и каким-либо еще Вузом, когда собирались получать высшее образование? Почему выбор был сделан в пользу МГУ?

— Я ничего не выбирала. В школе я не думала об обучении в университете, не было концепции построить карьеру. Это была середина девяностых годов, в то время было не до этого. В школе учителя ориентировали не на университет, а на специальное образование, «по старинке», я училась в сельской школе. Выбирали и предлагали мне университет родители. Для моих родителей было очень важно, чтобы дети получили хорошее образование, тем более что сами заканчивали в свое время очень хорошие ВУЗы. Когда я училась в 9 классе, родители ездили по вузам на дни открытых дверей, выбирали среди самых известных. И каждый раз, когда возвращались, говорили, что им не понравилось, нет какой-то важной для них атмосферы. Последним в списке стоял Московский университет. С дня открытых дверей они вернулись под большим эмоциональным впечатлением, радовались, что нашли шикарный факультет, и что для меня он идеально подойдет. Больше всего их впечатлил разговор с Г.Л. Купряшиным, он смог их убедить, что это лучший факультет, мама до сих пор об этом вспоминает. Они ходили еще на юридический факультет, но потом поняли, что нет, ИГУиСИ – это что-то новое, и мы решили попробовать туда поступить.

— Сложно ли было поступать?

— Тогда у нас были подготовительные курсы. Раньше была другая система экзаменов: сочинение, устный английский язык и история. Преподавали замечательные учителя. На курсах я «поймала волну», мне стало интересно, захотелось здесь быть (жили мы далеко, но мне очень хотелось ездить на занятия, не пропускать).После завершения обучения я поняла, что у меня нет никаких шансов поступить, со мной учились очень талантливые ребята, они заканчивали лицеи и очень сильные школы, у меня такого бэкграунда не было. И я для себя решила, что это, конечно, был прекрасный опыт, я хорошо провела время, но перспектив у меня нет никаких. А при поступлении мне помогло то, почти все экзамены были устные. Во время написания сочинения я четко следовала правилам, которые мне дали на курсах. Одним из них было правило: не пиши слова, которые не знаешь, как пишутся, ты никогда не впечатлишь экзаменатора, ты впечатлишь его обязательно ошибкой, которую ты там сделал. Я четко следовала этому правилу все сочинение, но получила в итоге «четверку». В конце сочинения я все-таки решила впечатлить экзаменатора своими знаниями. Писали сочинение по произведению М.В. Гоголя «Ревизор». Я написала: «Немая сцена в «Ревизоре» подобна картине «Последний день Помпей». Я не знала точно, как правильно написать, какая буква в конце «и» или «й». Так, отступив от правила, я потеряла важный балл. На истории вообще прекрасно получилось. В аудитории сидело несколько абитуриентов, мы готовились отвечать по билетам. И я увидела, что у девочки, которая сидела рядом, её второй вопрос в билете был очень похож на мой. Вопрос был по XX в., а это совсем не мой период. Я как-то прочитала у нее этот вопрос, думала, что сейчас сориентируюсь, а когда начала отвечать, первый вопрос рассказала, а на втором я онемела, потому что «сыграла совесть». Экзаменаторы смотрят и спрашивают, что случилось, так хорошо на первый вопрос отвечала, а я сказала: «Вы знаете, мне очень неудобно, но передо мной только что вам отвечала девочка на похожий вопрос, я за ней записала, но повторить не могу, как совсем неудобно». Экзаменаторы посмотрели с большим удивлением и отпустили. Я вышла и очень расстроилась, зачем я это им сказала, нужно было просто повторить. Когда объявляли оценки, мне поставили отлично с неформальным комментарием «за честность». Это меня спасло, и я поступила в Московский университет. Сегодня, принимая экзамены, я советую студентам быть честными, не пытаться обмануть, я это очень ценю, всегда с пониманием отношусь к тем из них, кто не пытается юлить, выворачиваться, а прямо говорит, что не готов и ему нужно время до следующей попытки.

II. Первые книги по управлению, мысли о будущем во время обучения, доброжелательный преподавательский коллектив МГУ.
— С чем связан был интерес к сфере управления?

— Не было интереса. Когда мы учились, даже не было таких книг, по которым учились. Мы покупали первые книги, одной из них была книга М. Мескона «Основы менеджмента», стоила 45 рублей, наш староста купил их в подвале, она только с печатного станка сошла. Никто особо не знал, кем он станет. Учились, был хороший коллектив, к сфере управления интереса не было, было просто интересно все. Уже на более старших курсах меня заинтересовала политология, которая и стала сферой научных интересов.

— К какому продолжению карьеры Вы готовились, обучаясь на факультете государственного управления: в академическом кругу или в сфере бизнеса, управления?

— С какого-то периода все ребята хотели пойти в бизнес, с 3 курса. Тогда все очень хотели работать. Мне не хотелось работать, очень нравилось учиться. Я ходила на все занятия, и про работу я даже не думала.  В конце обучения, когда все профессионально определились, у меня никакого представления не было. Мне нравилось управление персоналом, но тогда этого вообще не было нигде. Сейчас это общая практика, а тогда это только развивалось в университете. Я работала со своим однокурсником вместе в бизнесе, но мне не нравилось. Так как я сразу после окончания университета поступила в аспирантуру, я сразу поняла, что академическая сфера – это мое, мне здесь комфортно. Можно читать книги, общаться с интересными людьми, не быть привязанной к показателям, отчетам. В университет ты идешь с удовольствием, свободно, ты не чувствуешь, что идешь на работу, при этом, тебе здесь очень интересно. Я работала в бизнесе, в международной компании, но мне там не нравилось. Особенно я запомнила тот контраст между коллективом университета и компании. Коллектив в компании мне показался агрессивным, это вечная «гонка» за премией, бонусами. А нас в этому в университете не учили. Нас учили составлять концепции, подходы, стратегии, планы, а здесь бонусы, борьба за них. Я очень быстро вернулась в академическую сферу. В университете есть тоже показатели для отчетности, но этих показателей достигаешь с искренним интересом и без конфликтов и жесткой борьбы.

— Кого из преподавателей факультета государственного управления (и шире — МГУ) Вы могли бы назвать своими учителями?

Я бы назвала весь коллектив. Это был действительно коллектив преподавателей, объединенных общей целью, общим интересом. Мы приходили на занятия и чувствовали их желание рассказать нам много интересного и полезного. Со всеми преподавателями было интересно. Каждый из них был «звездой» в своей области. Все чему-то научили. Был и негативный опыт, были и те, чьи педагогические подходы мне совершенно не нравились. Сейчас, вспоминая это, я понимаю, что это тоже важный вклад. Я, например, не применяю сейчас такие подходы к студентам, я не хочу, чтобы они думали про меня так, как я думала про тех, кто применял их. Обиды нет ни на кого, это опыт.

III. Дружба сквозь года, главный навык, полученный в годы учебы, поддержка в становлении в новом коллективе.
— Сложился ли в годы обучения круг друзей-единомышленников?

Сразу после университета многие разбежались, у всех семьи, работа. Сейчас, наоборот, когда дети уже у многих выросли, начали потихоньку сближаться, создали группу в соцсети, общаются. Читаю их сообщения, мне приятно. Мы могли даже с кем-то близко не общаться, но читая, ты понимаешь, что это твои однокурсники, это твои люди, каждого из них ты знаешь. С кем-то дружим и до сих пор, с кем-то можем случайно встретиться. Бывает, что не можешь часто общаться. Мы с близкой подругой можем долго не общаться, но это очень важная проверка. Ты можешь годами не общаться с человеком, а потом не исчезает это дружеское чувство, и вы можете общаться о чем угодно.  С моей близкой подругой мы дружим с подготовительных курсов, мы защитили кандидатские диссертации в один день, наши сыновья учатся в Московском университете. Вот таких друзей достаточно иметь одного-двух, это важно.

— Какие навыки, полученные в годы учебы, для Вас стали важными в последующей жизни?

Учиться и знать, как учиться. Сегодня я сталкиваюсь с проблемой, когда студенты не знают, как надо учиться, как работать с информацией, что такой надежность/ненадежность, отличать полезную информацию от неполезной. Все пять лет обучения я ходила на занятия к преподавателям и выработался общий стандарт. Необходимо понимать, что такое ценность знаний. Так, например, за счет того, что перед тобой проходит большое количество профессионалов, «подделку» ты сразу видишь. Обучение с таким преподавательским коллективом сразу позволяет идентифицировать абсолютно «пустого» человека.

— Когда Вы поняли, что хотите преподавать?

Я не хотела преподавать, мне нравилась научная работа. Я занималась научной работой в одном фонде, у нас были проекты, потом я защитила кандидатскую диссертацию. Я пришла бы к преподавательской деятельности, так как тот фонд, в котором я работала, сотрудничал с ВШЭ и, наверное, я бы пришла работать туда, но А.И. Соловьев сделал мне предложение первым. Начинала работать очень тяжело, не все получалось, не сразу удалось встроиться в коллектив, найти себя. Психологически мне очень помог в первые годы работы Ю.Ю. Петрунин, мы с ним часто общались, потому что я работала на факультете журналистики, а он занимал пост директора издательства МГУ, их здание находится рядом. Он дал мне очень много полезных советов, которые мне помогли. Сегодня, когда я уже стала профессором, конечно, могу с ним в чем-то не соглашаться, спорить, но теплые воспоминания о наших интересных беседах всегда сглаживают разногласия.

IV. Культура Московского университета, пожелания студентам ФГУ.
— Ощущаете ли Вы, что Вы «человек Московского университета»?

— Постоянно не ощущаю, обычно это ощущается вне границ университета. У меня был непродолжительный опыт работы в другом университете, там я заведовала кафедрой, кафедра была очень разнообразная по составу. Потом, когда сотрудничество с вузом прервалось, некоторые коллеги мне звонили и один из них сказал: «Ольга Владимировна, спасибо Вам большое за эти пару лет, потому что я вспомнил, что такое Московский университет». Мне было очень приятно. Видимо, что-то есть. Это проявляется и по другим моментам. Так, слушая преподавателей на разных мероприятиях, даже если ты не знаешь человека, по его выступлению можешь определить: он с высокой долей вероятности из Московского университета или нет. В этом есть определенная культура, к которой я привыкла в процессе обучения.

— Что бы Вы могли пожелать сегодняшним студентам Московского университета, которые учатся на нашем факультете государственного управления?

Ценить это время, это очень важный период в процессе формирования личности, стандартов, культуры. То, что ты увидишь в университете, это ты будешь воспроизводить в своей профессиональной деятельности. Необходимо ценить общение с преподавателями, не ждать от них развлекающих занятий, нужно ценить то знание, которое дают преподаватели. После окончания ФГУ пусть Ваша жизнь будет осмысленной. Хорошо проведенные студенческие годы создают прекрасную основу для интересной жизни. На этапе успеха в карьере пожелала бы производить смыслы самим, передавать эти смыслы, делиться своим опытом. Тогда, в 150 лет Вы скажете себе: «да, я все правильно сделал».

Автор: Носырева Полина Михайловна
Студент бакалавриата факультета государственного управления МГУ.
г. Москва, апрель 2025 г.

Tags

Comments are closed

Свежие комментарии

Нет комментариев для просмотра.
Свежие комментарии