Дорогие читатели! Поздравляем всех с началом второго учебного месяца нового учебного года и спешим сообщить Вам, что наша рубрика о преподавателях ФГУ продолжается. Сегодня мы познакомимся с выпускницей географического факультета и факультета государственного управления – Варварой Андреевной Сажиной. 

Варвара Андреевна Сажина — выпускница Московского университета. В 2007 году окончила географический факультет МГУ, а в 2011 году защитила кандидатскую диссертацию на факультете государственного управления. Сегодня Варвара Андреевна является преподавателем факультета государственного управления. Она — кандидат социологических наук, доцент, член Совета молодых ученых, один из основателей и заместитель руководителя Клуба выпускников ФГУ. 

I. Выбор университета.

— Выбирали ли Вы между МГУ и каким-либо еще Вузом, когда собирались получать высшее образование? Почему выбор был сделан в пользу МГУ?

— Вообще не выбирала между ВУЗами, это было как будто уже само собой разумеющееся, учитывая, что Московский университет окончили моя бабушка, Сажина Муза Аркадьевна, мои родители (папа – биологический факультет, мама – физический). Московский университет окончил и мой старший брат, как раз географический факультет. С братом у нас разница в возрасте 5 лет. Поэтому, когда я заканчивала лицей, брат уже заканчивал университет. Я видела всё, что происходило с ним в МГУ, и мне все это нравилось. Словосочетание «Московский университет» в нашей семье звучало постоянно. К слову, я очень благодарна родне за то, что никто не заставлял, не принуждал меня учиться именно в МГУ только потому, что это «семейная традиция». Я сама приняла это решение. Теоретически, на тот момента могла рассматриваться ВШЭ, тогда она набирала обороты популярности (это был 2002 год). Я училась Лицее Информационных Технологий (ЛИТ №1533), и у нас 80% потока выходили на два ВУЗа: ВШЭ и МГУ. Те лицеисты, кто, например, учились на направлении «Менеджмент», шли в «Вышку». А кто учился на других направлениях (большая часть, включая меня) шли в МГУ. 

II. Аспирантура, ценные советы семьи перед поступлением, научная деятельность в стенах университета.

-Вы окончили географический факультет МГУ, скажите пожалуйста, с чем был связан выбор в пользу ФГУ, когда Вы поступали на аспирантуру?

— Это была интересная история. Вот я окончила прекрасный географический факультет, далее мне хотелось продолжить тему, которой я занималась. А тема была довольно неординарной для геофака тогда, и не так много было специалистов на кафедре. Уходить в аспирантуру без методологической поддержки, без преподавателей, которые могли бы поддержать, в этом плане мне было бы сложно. Мой научный руководитель, к сожалению, на тот момент ушел из университета. Если бы он остался, то, я бы, скорее всего, продолжила работать с ним. Это была одна из причин смены факультета. Помимо этого, мне хотелось посмотреть проблематику своего исследования с другой стороны, под другим углом зрения. И тут, скрывать не стану, большое влияние оказала Муза Аркадьевна. Она сказала мне (без всякого давления, за что ей спасибо): «Варь, ты же занимаешься социальным капиталом. Я спросила у коллег, — на ФГУ есть кафедра социологии и управления, где как раз эта тема сейчас на повестке. Не хочешь ли ты рассмотреть вот такую возможность?» Я пришла, почитала о кафедре, пообщалась с заведующим кафедрой, тогда это был Дмитрий Сергеевич Клементьев. Там уже все сошлось. Я, конечно, не очень была уверена, что я поступлю так быстро, потому что зачастую студенты после пяти лет образования берут паузу, хотят немного отдохнуть. Но, все-таки, пошла сразу в аспирантуру. Родственники мне тогда дали правильный совет, они сказали: «Варя, может ты сейчас устала, но ты еще пока можешь, мозги сейчас «в форме». Сейчас легче это сделать, чем потом собраться через год или два». Сегодня, кстати, своим выпускникам я говорю так же, — чтобы они попробовали поступить сразу после окончания университета. Ну а я тогда, руководствуясь тем, что хочу хотя бы попробовать поступить в аспирантуру (с мыслью «получится – здорово, не получится – не катастрофа»), есть понятный факультет и понятная кафедра, которая занимается моей темой, пошла поступать. И поступила. 

-Во время обучения в университете, занимались ли Вы научной деятельностью? Может быть, работали на кафедре во время обучения?

— Работать нам тогда на географическом никто не предлагал, как-то такой практики не было. Мы вообще очень много чего делали для факультета, потому что мы были «детьми» факультета. У кафедры всегда было много задач, много проектов и у преподавателей было много своих исследований, к которым привлекались студенты. Нам спокойно могли дать какую-нибудь часть проекта. И это не считалось для нас работой. Сегодня, возможно, это выглядит иначе. У нас было много текущих исследований, мы в них включались.  Еще была история с Научным студенческим обществом: ездили в поездки с преподавателями и делали там научные исследования «в поле», т.е. на реальном материале. Потом обрабатывали уже в камеральных условиях, в городе, анализировали, писали отчеты и т.д. По моим ощущениям, мы не воспринимали это как-то особенно, не делали акцент на «занимаемся наукой», – для нас это было все так мягко, при этом полноценно с погружением сделано, что мы этого просто не замечали. Потом уже, после окончания университета, рефлексируя, смотришь, чем ты занимался и понимаешь, что вот это и была наука. Короче, науки было много, работать не предлагали, но мы все время в этом крутились!

III. Работа в университете, преподаватели-учителя, университетская дружба сквозь годы.

— К какому продолжению карьеры Вы готовились?

— Ни к какому не готовилась. Вообще слово «карьера» как будто не из моего словаря. Я про работу как про «карьеру» вообще никогда не думала. Как-то мы с подружками с географического факультета уже спустя много лет после выпуска обсуждали то, как у нас сложилась профессиональная сфера. Девочки, поработав в международных организациях, возглавляя там какие-то важные отделы, рассказывали о себе, своей карьерной лестнице, а я думала: «вот, это прям карьера!», но не успев сказать хоть что-то, услышала для себя неожиданно «заключение»: «У тебя вообще из всех нас самая идеальная и логичная из всех научная и педагогическая карьера в Университете». Я же скажу, что ни к какой карьере не готовилась и сейчас свою жизнь в университете я не рассматриваю, как карьеру. Цели какие-то ставлю, но они не зависят от моей карьерной стратегии. Мне просто интересно работать.

— Кого из преподавателей факультета государственного управления (и шире — МГУ) Вы могли бы назвать своими учителями?

— Я вот подумала, что с ФГУ у меня сложилось так: я, безусловно, выделяю людей, которые мне помогли, поддержали меня, когда я фактически пришла с другой научной школы, с другой парадигмы восприятия – это преподаватели кафедры Социологии управления. Это и Д.С. Клементьев, и М.В. Рыбакова, и Л.Г. Судас. У каждого из них была своя сильная сторона, они чем-то так или иначе оказали мне большую поддержку, когда я была в аспирантуре. А дальше с факультетом началась «другая» история, которая и сегодня продолжается: я искренне считаю многих преподавателей с факультета своими учителями в разных аспектах и жизненных ситуациях. Для примера, есть профессора, на которых я могу смотреть и думать о том, как же они мудро могут выстроить коммуникацию в любых ситуациях. У других коллег я могу учиться тому, как они в определенных ситуациях снимают степень напряжения и облегчают стрессовую ситуацию до уровня «это просто задача, коллеги, это не катастрофа, решим ее и пойдем дальше». И я тогда думаю, как же волшебно у них это получается! Практически каждый из коллег, с которыми я более тесно общаюсь на факультете, до сих пор является для меня в чем-то своём учителем. Этому я очень рада, ведь я очень люблю учиться, а учиться можно разным вещам.

— Сложился ли в годы обучения круг друзей-единомышленников, общение с которыми доставляло Вам радость?

— Если мы говорим про аспирантуру, то сказать, что у нас сложилась какая-то группа, я не могу, тогда толком и группы-то не было. Хотя, был один аспирант, с которым мы недолго учились вместе, а потом он уехал по каким-то обстоятельствам. Много лет спустя, мы совершенно случайно встретились, и вот начали вновь общение несмотря на то, что он теперь живет в другом регионе. И сегодня мы остаемся на связи, будто у нас срабатывает идентичность аспирантуры, МГУ. Думаю, это хороший знак. А после обучения на географическом, безусловно, у меня есть свой круг людей, который мне на всю жизнь стал поддержкой, опорой. 

IV. Чему научил Московский университет, «человек Московского университета» – взрослая рефлексия, пожелания студентам ФГУ.

— Какие компетенции полученные в годы учебы для Вас стали важными в последующей жизни?

Системный подход, необходимость методологической выверенности, последовательности, логики. А еще, пусть это не по-научному звучит, но это такой момент, что, когда ты обучаешься, ты должен осознавать, что всегда есть место открытию, «чуду», то есть нужно быть готовым к чему-то новому, с чем ты еще не сталкивался, всегда быть открытым к чему-то, с чем ты еще не встречался. Также мне в работе, в любом деле важна конкретика. Если ты что-то делаешь, делай это достаточно точно, без всякой (или хотя бы лишней) пространности. Должно быть уважение к своему делу. Должна быть содержательность материала, с которым ты работаешь. Я ужасно не люблю пустые разговоры, пустых людей, которые много говорят, но при этом ничего не делают. 

— Ощущали ли Вы, что Вы «человек Московского университета»? 

Конечно, сейчас ощущаю. Пока ты студент, ты не смотришь на мир так, не рассуждаешь такими категориями. Категория «человек Московского университета» — это уже, на мой взгляд, довольно взрослая рефлексия. В студенчестве ты просто чувствуешь себя частью этого прекрасного сообщества, а потом уже, оставаясь в университете, невозможно не осознать, что у нас, выпускников университета «МГУ головного мозга». Ты просто не можешь не чувствовать себя человеком Московского университета, мне кажется. 

— Что бы Вы могли пожелать сегодняшним студентам Московского университета, которые учатся на нашем факультете государственного управления?

— Я бы пожелала студентам ФГУ смотреть на мир шире, чем изначально предполагает факультет. Что я имею в виду: ходить на межфакультетские курсы совершенно диаметрально противоположных дисциплин, чем те, которые проходят здесь. Посещать места, регионы, которые не входят в поле привычных представлений о том, какая наша страна. Расширять свой кругозор специально, выходить за рамки (в хорошем смысле слова). За рамки, которые официально зафиксированы за направлением «ГМУ», «УП» и т.д. в университете. Берите больше! Конечно, еще я советую влюбляться, выстраивать отношения. Время, которое у вас есть в университете, оно должно быть направлено на то, чтобы заводить контакты, знакомиться с совершенно разными людьми. Даже спустя много лет срабатывает «о, ты из МГУ!». Да, у вас будет прекрасная «корочка», которая откроет много дверей, возможностей, но человеческие контакты — важнее. Это очень помогает потом в жизни. Сейчас у студентов для этого самое время. А вот чего не стоит делать, так это тратить время впустую. Не следует тратить его на то, что вам видится «совсем не вашим». Времени не очень много, это самый ценный ресурс в жизни. Сейчас такое большое количество вариантов саморазвития, профессионального и просто личного. Важно помнить, что вы, студенты, – не только часть факультета, а еще и часть всего МГУ. А Московский Университет как раз дает потрясающие возможности своим студентам для полноценного развития. Об этом нужно помнить и пользоваться, пока есть возможность.

Автор: Носырева Полина Михайловна

студент бакалавриата факультета государственного управления МГУ.

г. Москва, октябрь 2024.

Tags

Comments are closed

Свежие комментарии

Нет комментариев для просмотра.
Свежие комментарии