Василий Павлович Пугачёв – выпускник Московского университета, стипендиат Карла Маркса, закончил в 1973 году философский факультет МГУ. Василий Павлович не расставался с университетом со студенчества, его большая часть жизни связана с Московским университетом. Сегодня он – один из ведущих преподавателей факультета государственного управления, заслуженный профессор МГУ, доктор философских наук, заведующий кафедрой управления персоналом.
— Выбирали ли Вы между МГУ и каким-либо еще Вузом, когда собирались получать высшее образование? Почему выбор был сделан в пользу МГУ?
— Особых раздумий и сомнений у меня не было, меня привлекала философия и, конечно, повлиял имидж Московского университета, то есть в этом вопросе колебаний не было.
— Скажите пожалуйста, Вы приехали поступать из другого города или уже жили в Москве?
— Нет, я из Смоленской области, город Демидов.
— А трудно ли было поступать?
— У меня не совсем обычный путь поступления в МГУ. Хотя я хорошо учился в школе, я не надеялся сразу поступить в наиболее престижный вуз, тем более что в 1966 г., когда я закончил школу, одновременно было два выпуска после 10-го и 11-го классов. Я хотел приобрести опыт поступая в вуз, в котором вступительные экзамены были раньше, чем в других вузах, чтобы потом сдавать экзамены в вуз с меньшим проходным баллом. В те годы экзамены начинались раньше в высоко престижных вузах с большим конкурсом. Поступать одновременно в два или больше вузов было нельзя. Не поступившие в высоко престижные вузы абитуриенты имели шансы поступать в другие вузы.
Для этой моей задумки подвернулся случай. Меня пригласили на свадьбу к двоюродной сестре в Москву. Заодно я сдал документы в МФТИ, пожалуй, самый трудный для поступления вуз, чтобы приобрести опыт сдачи экзаменов. Я сдал там первый, самый трудный экзамен на «удовлетворительно», но забрал документы, поскольку посчитал, что с такой оценкой у меня не будут шанса поступить из-за большого конкурса. (Хотя, как я узнал позже, это был самый трудный экзамен, и большинство абитуриентов получили «неуд» и сразу же после него «отсеились»).
Забрав документы, я сдал их в МИФИ. Но там в связи с предстоящей работой с радиоактивными элементами, была предварительная медицинская комиссия, которая обнаружила у меня повышенную чувствительность к радиации из-за неустойчивости кровяного давления. Могло повлиять и то, что, перед этим я был на свадьбе у сестры. Хотя алкоголем я никогда не злоупотреблял и в целом воспитывался правильно (в хорошем смысле), учился, занимался спортом, когда нужно, помогал родителям. Но нам с братьями (всего нас было 4 брата) была предоставлена большая свобода.
Из-за повышенной чувствительности к радиации на комиссии в МИФИ врач посоветовал мне не сдавать экзамены в этот вуз. В это же время мой старший брат учился в Московском высшем общевойсковом командном училище имени Верховного Совета РСФСР (в Кузьминках), был «кремлевским курсантом» (со временем он стал генералом). Я несколько раз приезжал к нему, и мне понравилось это элитное военное училище: красиво, всюду порядок, зелень, цветы, хорошие спортивные сооружения, приветливые курсанты и командиры. И я подал документы для поступления в это училище. Там я сдал все экзамены на «отлично», был принят и меня сразу назначили командиром отделения, хотя у меня не было опыта военной службы. Я проучился там два года, имел одни «пятерки», шел на золотую медаль. Хотя я был физически сильным, имел высокие спортивные результаты, но давление у меня «барахлило», и врач посоветовала мне «уйти на гражданку, поскольку для офицера необходимо особое здоровье. Будет хуже, если придется уходить со службы впоследствии». К тому же карьера профессионального военного была меня не очень привлекала. Я люблю свободу, хотя очень уважаю армию и военных, особенно военную дружбу. Мне посоветовали перевестись в гражданский вуз по состоянию здоровья, командование предложило дать соответствующую рекомендацию. И в результате я оказался на философском факультете Московского университета. Как я уже упоминал, закончил я его на отлично, при этом успевал заниматься спортом, работать в стройотрядах и весело общаться с друзьями. Хорошие были времена!
— С чем связан был интерес к философии?
— Я изучал философию в военном училище. Философия мне очень нравилась. Это проблемы понимания мира, места человека в нем, смысла жизни, счастья, лучшего мироустройства и т. п. И преподаватель был замечательный. Поэтому у меня был вполне однозначный выбор.
— К какому продолжению карьеры Вы готовились, обучаясь на философском факультете: в академическом кругу или в сфере управления?
— Что касается перспектив, то меня привлекала, конечно же, наука, её развитие и желание больше узнать и сделать мир лучше. Вопрос не стоял о выборе между преподаванием и научной работой. Преподавательская работа мне нравилась, но больше нравилась научная работа и еще больше – сам процесс познания, нравилось узнавать новое, расти личностно, развиваться. У меня до сих пор сохраняется большой интерес к учебе, познанию нового, передаче ценных знаний и опыта другим. Поэтому, преподавание и научная работа сочетались достаточно гармонично. Я поработал также полтора года в Академии наук в Научном Совете по проблемам зарубежных идеологических течений при Президиуме АН СССР. Это была интересная работа. За время работы там я написал докторскую диссертацию. Там было очень много свободного времени, приходили мы на работу на несколько часов раз в неделю или один раз в две недели. Заданий было мало. Некоторых, конечно, такие требования развращали, а мне стало скучно. Я никогда не терял связь со своей кафедрой и после вернулся на кафедру.
— А какая у Вас была кафедра?
— Я специализировался по философии. У меня была большая любовь и способность к логике. Меня приглашали в аспирантуру на кафедру логики, в то время это было очень почетно. Как я упоминал, меня интересовали проблемы общества, улучшения жизни, счастья всего человечества. Я видел, что политика – это ключ к переустройству общества, высшая форма управления, что это, в конечном счете, самый важный инструмент для совершенствования жизни. Поэтому, с первой курсовой работы я занимался политической проблематикой. Я начал преподавать на кафедре научного коммунизма на философском факультете. В дальнейшем это была кафедра научного коммунизма гуманитарных факультетов МГУ (в то время научный коммунизм охватывал проблематику социологии и политологии), затем кафедра политической социологии, далее – политического анализа в ИГУиСИ и на факультете государственного управления, т.е. я работал на той же самой кафедре, которая, как и наш факультет, меняла названия. В те годы все быстро менялось, особенно названия. В связи с формированием на базе ИГУиСИ нового факультета меня попросили освоить новый для РФ курс «Управление персоналом», создать (конечно, при поддержке руководства) и возглавить кафедру управления персоналом. Мне была близка проблематика управления человеком, массами. С первой курсовой работ, включая кандидатскую и докторскую диссертации, я занимался проблемами формирования массового сознания, управления массовым сознанием. По своей сути, управление сознанием – это управление человеком, в том числе и персоналом. Когда Алексей Викторович Сурин (первый декан ФГУ) попросил возглавить новую, только создающуюся кафедру, я согласился, хотя и не без колебаний – я и сегодня занимаюсь политической проблематикой, до сих пор выходят мои учебники и монографии. Управление персоналом позволяет довести политические и других управленческие идеи до практического управления организацией и человеком, это было мне интересно. Возможности освоения новой проблематики у меня были. Я часто ездил: выступал и читал лекции на немецком языке по политологии, по проблемам российской элиты. Дважды я был на стажировках в ФРГ, где активно использовал возможности освоения современного состояния науки управления персоналом и ее преподавания в университетах Германии. У меня было немало очень хороших знакомых, можно сказать и друзей, среди профессоров ФРГ. С тех пор моя профессиональная (и не только) жизнь связана с кафедрой управления персоналом. За примерно 27 лет с момента создания кафедры у нас сложился замечательный коллектив, хотя, конечно, везде бывают свои проблемы.
— Кого из преподавателей философского факультета (и шире — МГУ) Вы могли бы назвать своими учителями?
— Прежде всего, я хотел бы назвать своего научного руководителя, профессора Анатолия Григорьевича Лашина. Он был моим научным руководителем на философском факультете, потом он возглавил общеуниверситетскую кафедру научного коммунизма гуманитарных факультетов. Анатолий Григорьевич был очень ответственный человек, фронтовик, хотя был ранен и недолго находился на войне. Он был человек очень умный, порядочный, я ему очень благодарен. Мне также повезло, что я застал выдающихся ученых старшего, отчасти досоветского поколения. Это, прежде всего, Валентин Фердинандович Асмус – выдающийся ученый и знаток зарубежной философии, прежде всего античности. Я считаю, что наиболее полезный и интересный предмет, который преподается на философском факультете – это история зарубежной философии. Ее преподавали у нас все 10 семестров. Я очень люблю античную философию, древние греки – мудрейшие люди. В.Ф. Асмус преподавал на первом курсе. Я также слушал лекции Петра Яковлевича Гальперина, это известный психолог, замечательный преподаватель. Эти ученые и педагоги оказали на меня немалое влияние, и я с благодарностью вспоминаю их и сегодня. Были и другие замечательные, увлеченные преподаватели, особенно среди философов и логиков.
— Сложился ли в годы обучения круг друзей-единомышленников, общение с которыми доставляло Вам радость?
—Да, конечно. Я 8 лет жил в общежитии, в основном в Высотном здании МГУ. Там были прекрасные условия для жизни, учебы и развития, занятия спортом. Мне нравились широкие возможности освоения культурных ценностей. Я до сих пор с благодарностью вспоминаю организаторов двухгодичного кинолектория, который знакомил слушателей и зрителей с шедеврами мирового кинематографа (Бергман, Вайда, Феллини, российские фильмы и др.). От Мосфильма приезжали квалифицированные и увлеченные лекторы, которые читали краткие лекции и знакомили нас с шедеврами мирового кинематографа. Что касается друзей-единомышленников, то их было немало. Это были, прежде всего, друзья по общежитию, по факультету, до сих пор это наиболее надежные друзья.
— Какие компетенции полученные в годы учебы для Вас стали важными в последующей жизни?
— Я бы сказал, что термин «компетенции» не очень точно отражает все то, чему меня научили в военном училище, в МГУ и, отчасти, в немецких университетах. Компетенция в строго научном смысле – это способность выполнять определенную работу, что-то делать. В данном случае речь идет не столько о компетенциях, сколько о кругозоре, которую дает, особенно философский факультет, о аналитических способностях, культуре мышления. Я уже отмечал, что все пять лет на философском факультете мы изучали историю зарубежной и российской философии, т.е. высшие интеллектуальные достижения. Это очень обогащает в плане интеллектуального и культурного развития. В МГУ я научился более логично мыслить и анализировать, и, конечно, это, пожалуй, главное – в МГУ я развил способность и желание учиться. В жизни это очень важно. Причем мне удавалось совмещать учебу с работой, я достаточно быстро усваивал информацию, слишком долго не засиживался за учебниками. Временами я работал, в том числе в студенческих стройотрядах, а будучи аспирантом, работал и сторожем. Ну и, отвечая на вопрос о том, что дал мне университет, скажу: конечно, друзей. Мы жили дружно и весело. В этом плане Московский университет и философский факультет в частности дали мне очень много.
— Когда Вы поняли, что хотите преподавать?
-В преподавании меня привлекала возможность общения: дискуссии, которые можно вести со студентами, другие формы развивающего обучения. Когда я работал в Научном совете в АН СССР, там у нас была хорошая дружеская микрогруппа из 3-х человек. Но в целом сотрудники общались очень мало и педагогической работы практически не было. Я поддерживал хорошие отношения с бывшей своей кафедрой и, несмотря на попытки коллег из Академии отговорить меня, вернулся в Московский университет на свою же кафедру. Это было сделано совершенно осознанно. Здесь у нас в МГУ работать лучше, интересней, веселее.
— Ощущали ли Вы на протяжении жизни, что Вы «человек Московского университета»? С какими воспоминаниями вы ассоциируете жизнь в Московском университете?
— Да, я ощущал и ощущаю себя человеком Московского университета. Я подсчитал, что моя взрослая жизнь связана с Московским университетом уже 56 лет, время летит быстро и незаметно. Даже когда я работал в Академии наук, я сотрудничал с кафедрой и с МГУ. Я патриот Московского университета. Воспоминаний о Московском университете очень много, не на одну книгу. В первую очередь они связаны со студенческой и аспирантской жизнью. Далее, это работа на прежней кафедре, у нас и до сих пор сохраняются добрые отношения с преподавателями нашей бывшей кафедры. Это Г.Л. Купряшин, А.И. Соловьев, Н.С. Малышева и др. Мы часто встречались и в неформальной обстановке, отмечали праздники, ездили коллективом на природу.
Кроме того, хорошие воспоминания и реальные дела связаны с нынешней кафедрой управления персоналом. Поскольку это была полностью новая кафедра, то мне пришлось принимать самое прямое участие в формировании ее состава. У нас хороший коллектив, почти половина кафедры – выпускники ФГУ. Все – высоко квалифицированные преподаватели, приятные люди. Все, кроме меня, женщины. В управлении женским коллективом есть своя специфика.
Я бы хотел отметить, что изменение общественного строя, криминальная революция 90-х годов, разрушение традиционных российских ценностей: коллективизма, взаимопомощи, интернационализма, уважения к людям и др., насаждение ценностей индивидуализма и эгоизма, невиданный ранее в России рост бюрократии и ее влияния, попытки чисто количественной (с помощью системы «Истина») оценки труда преподавателя сверху, минуя кафедры, сужение производственной демократии и т. п. в постсоветский период – все это негативно сказывается на отношениях между людьми. Этому поспособствовал и период карантина, связанного с ковидом. В последние годы контакты между людьми сократились, почти не стало общефакультетских и общеуниверситетских мероприятий, мало что осталось от производственной демократии. Как следствие, растет отчуждение. Я думаю, что обществу, нашему факультету и нашему университету следует сохранять свои традиции, развивать сотрудничество, формальные и неформальные коллективные формы общения.
— Что бы Вы могли пожелать сегодняшним студентам Московского университета, которые учатся на нашем факультете государственного управления?
— Прежде всего я бы пожелал нынешним студентам сформировать определенные жизненные приоритеты. Нельзя жить по принципу парусника, зависящего от разных настроений, ветров. Человек может добиться своих целей, уважения и быть счастлив, когда у него есть жизненные приоритеты. Какие это приоритеты?
Прежде всего, это человеческая порядочность. Важно, чтобы, чтобы человек сам себя уважал, критически оценивал свои поступки, чтобы была чистая совесть. Безусловно, это не означает, что нужно быть моралистом. Нет, важно ориентироваться на главные общечеловеческим ценности.
Второе пожелание – сделайте своим приоритетом – развитие, ориентированное на самореализацию, на настоящую и будущую практическую деятельность. Я вспомнил одного из студентов – своего однокурсника на философском факультете, который изучал одновременно три языка, в том числе древнегреческий язык. Эти знания ему не понадобились в жизни. Он просто попусту потратил время. Нужно развиваться и иметь жизненные ориентиры. Это обогащает и личность, и вызывает уважение других людей, и самоуважение. Когда человек учится, приобретает знания, опыт, человеческий капитал в целом, то он будет востребован, обеспечит себе материальное благополучие, карьеру и уважение. Развивайте профессиональную компетентность, аналитическое мышление, расширяйте мировоззрение, осваивайте ценности культуры и религии.
Третье пожелание: организованность и тайм-менеджмент. Известно, что самый дорогой человеческий ресурс – это время. Все остальное можно наверстать, а время летит быстро. Цените время и будьте организованными. Здесь вам поможет принцип приоритетов, главный из которых – люди. Для меня люди всегда были и будут приоритетом, высшей ценностью. Думать и о других людях, стараться не делать другим того. чего не желаешь себе. Время необходимо планировать (попросите нашего декана поделиться практическим опытом). Еще важно иметь и развивать, позитивное мышление, видеть даже в неудачах и кризисах полезное и, прежде всего, приобретение опыта и новые возможности. Нужно видеть также красоту жизни, прощать людям мелкие недостатки и оплошности (они есть у всех). Нужно анализировать неудачи, учиться не драматизировать ситуацию, в дальнейшем не допускать ошибки и идти вперед, расти как личность и профессионально. Жизнь и людей можно воспринимать по-разному. Один в луже видит грязь, а другой – отражение прекрасного звездного неба.
Ну и, пожалуй, заключительное пожелание: дружите, любите и общайтесь. Известно, что человек не может быть счастлив в одиночку. Можно переносить беду, неприятности в одиночку. Но в одиночку человек не может быть счастлив. Никакие миллиарды долларов, дворцы, роскошные автомобили и т. п. не делают человека счастливым. Поэтому, я призываю жить полной жизнью, не терять время, ставить себе жизненные цели, учиться, общаться, любить, дружить и быть счастливыми.
Автор: Носырева Полина Михайловна
студент бакалавриата
Comments are closed