Диана Анатольевна Нарожная – выпускница факультета государственного управления. В 2012 году с отличием окончила факультет государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова по специальности «Управление персоналом». Сегодня Диана Анатольевна является преподавателем факультета государственного управления. Она — кандидат социологических наук, инспектор подготовительных курсов факультета.
I. Выбор университета в период поступления; интерес к сфере управления; продолжение академической деятельности в стенах МГУ.
— Выбирали ли Вы между МГУ и каким-либо еще Вузом, когда собирались получать высшее образование
— Когда я поступала, ЕГЭ еще не было, это был последний год без него. При поступлении нужно было выбрать один или максимум два вуза, не как сегодня, когда можно подать документы в пять вузов. Моя старшая сестра училась на филологическом факультете МГУ, родители хотели, чтобы и вторая дочь училась в МГУ, ведь Московский университет – это главный университет страны. Я училась в Гимназии № 1514. Это очень хорошая школа. Оттуда у учеников был выбор, куда поступать: МГУ или ВШЭ. Поскольку моя семейная линия вела в МГУ, я выбрала Московский университет и стала целенаправленно готовиться к поступлению. Мы сдавали сочинение, историю и обществознание, это были письменные экзамены. Экзамены были сложные, поэтому все свободное время я уделяла подготовке именно к этим экзаменам. Я ходила на подготовительные курсы факультета государственного управления, благодаря им сдала экзамены очень хорошо.
— С чем связан был интерес к сфере управления, в частности, сфере управления персоналом?
— У меня были знакомые, которые учились на ФГУ, они поступили сюда в тот момент, когда я была в 9-ом классе. Они обучались на Государственном и муниципальном управлении и Антикризисном управлении. Для Антикризисного управления нужно было сдавать математику, а я училась в культурологическом классе, история и обществознание были в приоритете. Был выбор: поступать на Государственное и муниципальное управление или на Управление персоналом. Тогда я с родителями все обсудила и мы решили, что Управление персоналом это прикладная специальность, она есть во всех организациях, как в частных, так и в государственных. Так как в школе уклон был на культурологию и социологию, направление Управление персоналом меня заинтересовало больше.
— К какому продолжению карьеры Вы готовились, обучаясь на факультете государственного управления: в академическом кругу или в сфере бизнеса, управления?
— Изначально, после окончания факультета, идеей было, конечно, пойти в коммерческие структуры, тем более тогда они сильно развивались. Однако в процессе обучения я поняла, что мне очень интересно учиться этой специальности именно как в науке. Я понимала, что это, конечно, практическая деятельность, но ты тем лучше ее осуществляешь, чем у тебя больше знаний о том, что и откуда берется. ФГУ я окончила с красным дипломом и после поступила в аспирантуру. При поступлении в аспирантуру стал выбор специальности, ведь на факультете много возможностей. Больше всего мне была интересна социология, и я пошла на кафедру Управления персоналом. Там я продолжала заниматься наукой, это меня так затянуло, что я и по сей день работаю на нашей кафедре Управления персоналом.
II. Преподаватели, привившие любовь к предметам; история выбора научного руководителя; сложившийся в годы учебы круг друзей.
— Кого из преподавателей факультета государственного управления (и шире — МГУ) Вы могли бы назвать своими учителями?
— Хотела бы отметить преподавателя по социологии – Ирину Ивановну Дмитрову. Сейчас она не преподает на факультете. Она преподавала нам социологию на втором курсе и это были очень интересные занятия. Ее предмет мог стоять у нас пятой парой, да еще и после физкультуры, но это было настолько интересно, что мы оставались даже после пятой пары и обсуждали с ней социологические тексты, она нас «заразила» любовью к социологии, как к науке. Конечно, это Татьяна Вячеславовна Зайцева, она вела у нас психологию, это вторая научная часть моей специальности. С ней на четвертом курсе мы читали тексты, это тоже было очень интересно, я тогда впервые читала работы классиков психологии в оригинале. Все это, конечно, сформировало меня как человека. Юрий Юрьевич Петрунин – значимый для меня человек. Он был моим научным руководителем по курсовым работам и по диплому. Достаточно необычная ситуация, потому что все обучающиеся кафедры Управления персоналом пишут курсовые работы на этой же кафедре, но у меня получилась по-другому. На втором курсе нужно было выбирать научного руководителя. Тогда В.К. Борисов вел у нас курс по менеджменту, вел он очень интересно, и большая часть людей хотела писать с ним курсовые работы. Я не стала исключением. Первый курс я окончила на «отлично» и при подаче заявления, была уверена, что мою кандидатуру точно выберут. За распределение студентов по научным руководителям в то время отвечал профессор Ф.М. Волков. Он меня вызвал к себе и сказал, что заявок слишком много, и к Владимиру Константиновичу мне попасть не получится. Он предложил мне писать работу с Ю.Ю. Петруниным. А Юрий Юрьевич по своим занятиям казался очень строгим, и я тогда сильно расстроилась, что придется писать работу со строгим преподавателем, да еще и любителем точных математических методов. Мои страхи оказались беспочвенны, а Юрий Юрьевич стал для меня проводником в мир науки. Он поддерживал все мои идеи, темы курсовых, которые мне были интересны (писали про футбол, UEFA, этические кодексы). Мы сошлись с ним в интересах и это было очень плодотворное сотрудничество, я ему очень благодарна за все. В аспирантуру я пошла на свою кафедру, где мне вновь очень сильно повезло. На кафедре Управления персоналом моим научным руководителем стал сам заведующий кафедрой – Василий Павловичу Пугачев. Василий Павлович научил меня быть настоящим исследователем, внимательным и терпеливым, поверил в меня как в преподавателя и по сей день продолжает быть мудрым наставником. Хочется отметить также Е.В. Шикина и Г.Е. Шикину. Благодаря им мы освоили математические методы в управлении, для меня их занятия были настоящим удовольствием, поскольку помогали эффективно переключить гуманитарный мозг на волну точной науки.
— Сложился ли в годы обучения круг друзей-единомышленников?
— У нас была небольшая группа Управления персоналом, мы, скорее, общались между собой. Сейчас, конечно, с некоторыми своими одногруппниками поддерживаю связь. Наше общение больше личное, нежели профессиональное.
III. Навыки, полученные в университете; ощущение себя «человеком Московского университета»; ценные пожелания студентам ФГУ.
— Какие навыки, полученные в годы учебы, для Вас стали важными в последующей жизни?
— Проведение социологических исследований. Понимание, как ставить цель исследования, как выбирать методы исследования, эти вещи пригодились, конечно. Также отмечу навык – понимание сложных текстов. Это нужно для того, чтобы понимать причинно-следственные связи. Все эти навыки больше всего пригодились, поскольку моя профессиональная деятельность связана с преподаванием. Важны все навыки, которые касаются анализа, сбора информации.
— Когда Вы поняли, что хотите преподавать?
— Каждый день, когда я иду на работу, отвечаю себе на этот вопрос: «Хочу ли я преподавать?». Когда я училась в аспирантуре, у меня было такое ощущение, что нужно преподавать, надо попробовать. При первом желании не было понимания о том, что за этим стоит, что на самом деле это очень сложная работа, гораздо сложнее, чем я думала. Эта работа и эмоционально затратная, и с точки зрения интеллектуального содержания она непростая. Конечно, когда я получаю отклик от студентов, я понимаю, что да, я хочу преподавать, это то, что мне нужно.
— Ощущаете ли Вы, что Вы «человек Московского университета»?
— Да. Московский университет – это мое место учебы, работы, место, с которым я связана уже много лет. Конечно, я себя ощущаю человеком Московского университета. Когда я рассказываю, где я работаю, я с гордостью ощущаю свою принадлежность к МГУ.
— Что бы Вы могли пожелать сегодняшним студентам Московского университета, которые учатся на нашем факультете государственного управления?
— Желаю студентам брать от университета всё, что дают преподаватели. Этот взаимный обмен эмоциями, знаниями обогащает обе стороны и, когда студенты ощущают, что они не просто так пришли в Московский университет, тогда этот процесс становится более насыщенным и эффективным. Старайтесь воспринять всё, что вам дается. Если что-то не получается воспринять, задумайтесь, почему не получается. Задайте себе этот вопрос. Не будьте пассивным участником процесса. Если что-то не нравится, нужно об этом говорить, потому что именно тогда можно что-то улучшить. Если что-то нравится, тоже говорите об этом, это добавит вам конструктивного духа в общении. Будьте активными участниками всего, что вам интересно.
Автор: Носырева Полина Михайловна
студент бакалавриата факультета государственного управления МГУ.
г. Москва, декабрь 2024.
Comments are closed