Наш цикл интервью с преподавателями ФГУ, которые окончили Московский университет и продолжили свой карьерный путь здесь, в родном МГУ, продолжается. В этот раз на наши вопросы о том, каким был путь становления в науке, рассказал Александр Яковлевич Лившин.

Александр Яковлевич Лившин – выпускник Московского университета, в 1980 году окончивший исторический факультет. Он является одним из ведущих преподавателей факультета государственного управления. После окончания университета, Александр Яковлевич продолжил свой карьерный путь в стенах Московского университета, сегодня он – доктор исторических наук, профессор, заместитель декана по международным связям.

I. Поступление в МГУ, возникновение интереса к истории, становление Александра Яковлевича в университетской жизни.

— Выбирали ли Вы между МГУ и каким-либо еще Вузом, когда собирались получать высшее образование?

— Нет, альтернатив в моих планах не было. Ведь все же мечтают поступить в МГУ, потому что это лучший университет страны с самого его основания, поэтому я брал курс на МГУ. Я не помню, чтобы у меня были какие-то сомнения.

Трудно ли было Вам поступать?

— Был серьезный конкурс. Это было время, когда гуманитарные факультеты приобрели популярность, можно даже сказать пик популярности, как и сейчас. Да, поступать было непросто.

— С чем был связан Ваш интерес к истории?

— Интерес к истории зародился в школе, в классе шестом — седьмом. Конечно, и с детства было ощущение, что интересна история, особенно, когда мы с родителями ходили в музеи, в Исторический музей, например. Мне нравилась история России, особенно XVI- XVII веков. А потом постепенно начал проявляться интерес к Европейской истории, уже в университете я специализировался по истории Англии.

К какому продолжению карьеры Вы готовились, обучаясь на историческом факультете: в академическом кругу или в сфере политики и управления?

— Не могу сказать, что в студенческие годы меня сильно занимала моя карьера, время было другое, это был излет советской эпохи, 1980 год. Понятно, что перед нами стоял не такой большой выбор, какой сейчас стоит перед выпускниками университета. Истфак давал такое образование, что его выпускники были востребованы практически везде, например, МИД, научные академические структуры или работа в ТАСС («Телеграфное агентство Советского Союза»). Моя карьера пошла по академическому пути, в чем была некоторая предопределенность, потому что мои родители были ученые и преподаватели, это семейная история.

II.  Преподаватели-наставники, момент из учебы, запомнившийся на всю жизнь, а также круг друзей-единомышленников, сложившийся в годы учебы Александра Яковлевича.

— Кого из преподавателей исторического факультета (и шире — МГУ) Вы могли бы назвать своими учителями?

— Я бы назвал всех преподавателей, потому что каждый из них по-своему является моим учителем. Например, известный профессор Д.А. Авдусин, по учебнику которого мы изучали археологию. В его учебнике были рисунки черепков и артефактов древних археологических культур, профессор вырезал эти рисунки из учебника без подписи и в хаотическом порядке их располагал, и нам нужно было, посмотрев на рисунок, сказать ему, к какой археологической культуре это принадлежит. Это было очень тяжелым и чрезвычайно стрессовым моментом, который мне запомнился на всю жизнь. Это, конечно, пример, есть и другие преподаватели, внесшие свой вклад в мои знания. После второго курса я выбрал кафедру новейшей истории и стал заниматься историей Англии и преподаватели, которые у нас преподавали, они мои учителя. Это мой научный руководитель, Сергей Александрович Соловьев, который и сегодня работает на историческом факультете. Он много вложил труда и души в своих учеников, под его руководством я писал дипломную работу. В аспирантуре моим научным руководителем был Владимир Александрович Лаврин, очень известный профессор, ветеран войны с сильным характером, сильная личность. Он меня пригласил работать в университете на кафедру, которую он возглавлял. Поэтому, он, безусловно, один из главных моих учителей.

-Сложился ли у Вас в годы обучения круг друзей-единомышленников?

Да, конечно. Был круг друзей, но круг тоже можно по-разному назвать, он же бывает узкий, более широкий и совсем широкий круг, который может быть размером с весь курс. Был круг людей, которые и из разных групп и разных кафедр, они специализировались по разным направлениям, но мы общались. А были люди, которые были в группе. Конечно, и сегодня мы стараемся поддерживать связь, иногда происходят встречи выпускников.

III. Что предопределяет будущие возможности в жизни, по мнению Александра Яковлевича. Главный навык, которому нужно научиться.

— Какие компетенции полученные в годы учебы для Вас стали важными в последующей жизни?

— Вы знаете, это примерно то же, что происходит и сейчас со студентами в университете. Главное, что дает университет – он обтачивает и формирует мозги таким образом, чтобы их можно было гибко применять к разным жизненным ситуациям, к разным профессиональным ситуациям, это главное. Знания — это само собой, я своим студентам и сейчас говорю, что пройдет несколько месяцев, и они забудут все, что говорилось в рамках любого учебного предмета. Это закономерность, подтвержденная временем. А вот то, как вы свой мыслительный аппарат настроите через общение с преподавателями, через чтение тех материалов, которые преподаватели вам дают, через работу на семинарах, через посещение лекций, это и предопределит ваши будущие возможности в жизни.

IV. Появление преподавательской деятельности в карьере Александра Яковлевича, ощущение, что ты «человек Московского университета».

— Когда Вы поняли, что хотите преподавать?

— Наверное, после того, как я понял, что пойду работать в ВУЗ. Работа в ВУЗе была для меня реальным и понятным путем развития карьеры и, снова отмечу, что у меня был пример – это мои родители. Когда В.А. Лаврин предложил мне остаться в институте в качестве молодого преподавателя, я с благодарностью принял это предложение.

— Ощущали ли Вы на протяжении жизни, что Вы «человек Московского университета»?

— Ощущал, конечно. Как правило — со знаком «плюс». Это же вся карьера, вся жизнь. Не знаю, хорошо это или плохо, но ведь МГУ — это вершина нашей системы образования, нашей науки. Если тебе посчастливилось здесь работать, ну чего еще хотеть, если хочешь оставаться в этой системе.

V. Два ценных совета Александра Яковлевича сегодняшним студентам ФГУ.

— Что бы Вы могли пожелать сегодняшним студентам Московского университета, которые учатся на нашем факультете государственного управления?

— Во-первых, я хочу пожелать вам брать от учебы максимум того, что вы можете взять. Это не про формальное присутствие на занятиях, отбывание времени. Если вы попали сюда, то используйте это время максимально для того, чтобы развиться и получить от преподавателей и от предмета максимум, надо заложить фундамент, для этого нужно стараться быть активным, коммуницировать. Во — вторых, читайте! Чтение сейчас становится не очень популярным, постоянное пребывание в гаджетах и стремление ограничивать свой кругозор узким кругом банальных интернет-ресурсов, это неправильно, надо читать. Необходимый объем следует прочитать именно сейчас, в студенчестве, пока у вас есть больше времени, потому что потом у вас времени будет меньше, это точно. Это только кажется, что сейчас вы очень заняты, но нет, заняты вы будете потом. Чтение закладывает и профессиональный и общекультурный фундамент.

Автор: Носырева Полина Михайловна

студент бакалавриата ФГУ

Tags

Comments are closed

Свежие комментарии

Нет комментариев для просмотра.
Свежие комментарии