Дорогие друзья! Мы продолжаем нашу рубрику выпускников Московского университета, которые, окончив университет, продолжили свой карьерный путь в стенах своей Alma Mater.  

Александр Юрьевич Полунов является выпускником Московского университета, который после окончания исторического факультета продолжил свою научную и педагогическую деятельность в стенах своего родного университета.  Александр Юрьевич сегодня принадлежит к числу ведущих преподавателей факультета государственного управления. Он доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой управления в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений.

I. Поступление в университет во время переломного периода в СССР

— Выбирали ли Вы между МГУ и каким-либо еще Вузом, когда собирались получать высшее образование?

— Я изначально нацелился на МГУ как на главный университет страны.

Когда Вы поняли, что Вам нравится история? С чем был связан Ваш интерес?

Я поступал в МГУ в 1984 году, это было время перелома или преддверия перелома. Тогда все более или менее понимали, что в жизни страны ожидаются большие перемены. Существовала  насущная потребность осмыслить, что происходит с обществом, куда оно движется, можно ли каким-то образом повлиять на его развитие. Конечно, мне хотелось ознакомиться с наукой, которая дает материал для этого понимания. Политологии тогда официально не существовало, историческая наука фактически выполняла ее функции, хотя я и сейчас считаю, что понять сложившуюся в обществе политическую ситуацию, закономерности его развития без обращения к историческому анализу невозможно. Таким образом, из стремления понять, что происходит, родился интерес к изучению истории.

— Скажите пожалуйста, Вам было трудно поступать в МГУ?

— Да, достаточно трудно. Я окончил школу в небольшом городке в Подмосковье, там осваивали обычную школьную программу, но особых условий для подготовки к поступлению в главный вуз страны не было. Поэтому для меня подготовка к поступлению оказалась связана с необходимостью преодоления серьезных препятствий. Тяжело было и готовиться к поступлению, и учиться, особенно первый год.

II. Путь в научную и преподавательскую деятельность

— К какому продолжению карьеры Вы готовились, обучаясь на историческом факультете: в академическом кругу или в сфере политики и управления?

— Для меня было главным – понимать, что происходит в стране. С течением времени я стал сознавать, что больше возможностей в этом отношении открывает сфера науки. Также я довольно рано понял, что мне интересно будет и преподавать, и для меня это соединилось, научная деятельность и преподавательская.

 — А когда Вы поняли, что хотите преподавать, быть тем человеком, который будет передавать свои знания другим людям?

Это желание существовало всегда. Еще в студенчестве, когда я писал курсовые работы, доклады, мне всегда казалось важным донести до других знание о том, что я нашел, обнаружил. А это, на мой взгляд, и есть ядро того импульса, которое лежит в основе стремления к преподаванию. Ну и довольно рано появилась возможность проверить на практике свои устремления. Помню, когда мы проходили педагогическую практику в средней школе после 4-го курса, учительница этой школы с похвалой отозвалась о моем уроке: «У вас получается!» И тогда я окончательно определился с дальнейшим направлением деятельности.

III. Становление Александра Юрьевича в науке в рамках научной школы Зайончковского и Захаровой- выдающихся историков XX века

Кого из преподавателей исторического факультета (и шире — МГУ) Вы могли бы назвать своими учителями?

— В первую очередь, это мой научный руководитель — профессор Лариса Георгиевна Захарова. Она, безусловно, главный мой наставник в исторической науке. Это и другие преподаватели исторического факультета, в частности – профессор Н.С. Борисов, выдающийся специалист по истории российского средневековья. Это не та эпоха, которой я занимаюсь, но, тем не менее, его книги оказали на меня большое влияние. Значительную роль сыграли преподаватели нашей кафедры, ныне истории России XIX — начала XX века, а тогда она называлась кафедрой истории СССР периода капитализма – А.П. Шевырев, А.А Левандовский, а также руководители студенческих семинаров, в частности В.С.Бондарчук, который вел семинар по новой и новейшей истории. Обязательно надо сказать об А.С. Орлове, авторе широко известных учебников по истории России. В создании одного из таких учебников под руководством Александра Сергеевича участвовал и я. В целом хочу сказать, что мне довелось учиться в обстановке, когда было заметно влияние сложившихся научных школ. Я формировался в рамках одной из них. Мой учитель Л.Г. Захарова была учеником выдающегося историка П.А. Зайончковского, и я считаю себя частью школы Зайончковского и Захаровой. А Зайончковский был учеником академика Ю.В. Готье, который занимался у В.О. Ключевского в начале XX века. Прослеживая подобную научную генеалогию, я могу сказать, что считаю себя частью одного из важнейших направлений развития исторической науки в Московском университете.

IV. Круг друзей-единомышленников, навыки, полученные в годы обучения — все то, что осталось навсегда от Московского университета

— Сложился ли в годы обучения круг друзей-единомышленников, общение с которыми доставляло Вам радость?

Да, разумеется, у нас еще в период учебы сложился такой круг. В первую очередь это мои однокурсники, соученики по группе нашей кафедры истории СССР периода капитализма. Безусловно, и в плане дружеского общения, и в плане обсуждения вопросов в той области истории, которую мы изучали, у нас сложилось очень тесное общение, и мы это общение поддерживаем до сих пор.

— Какие компетенции полученные в годы учебы для Вас стали важными в последующей жизни?

— Аналитика. В первую очередь – это умение работать с различными материалами, источниками информации. Для историков это в первую очередь источники, несущие знание о прошлом, но полученные в ходе работы с ними навыки легко применить к анализу материалов другого характера. Хотелось бы также отметить полученное в годы учебы умение находить материал, структурировать и, конечно, подавать его. Навык публичного общения, презентации своего материала – все это вынесено из периода обучения в университете.

Ощущали ли на протяжении своей жизни , что Вы «человек Московского университета»?

— Да, конечно. Выпускники Московского университета – это своего рода общность, связанная определенными общими принципами, полученным образованием, во многих случаях особыми жизненными установками. Выпускники МГУ представлены очень широко, в самых разных сферах деятельности, поэтому, конечно, я чувствую себя человеком Московского университета и радуюсь, когда встречаю других людей нашего университета. 

V. Пожелание Александра Юрьевича сегодняшним студентам ФГУ

-Что бы Вы могли пожелать сегодняшним студентам Московского университета, которые учатся на нашем факультете государственного управления?

Выбрать специализацию по душе. Главное, чтобы эта специализация соответствовала вашим предпочтениям, устремлениям, чтобы она давала вам отдачу, содержала элемент творчества, потому что только при этом ваша дальнейшая жизнь будет осмысленной.

Автор: Носырева Полина Михайловна

студент бакалавриата

ФГУ

Tags

Comments are closed