Андрей Сергеевич Царенко в 2005 г. с отличием окончил Черноморский филиал МГУ имени М.В. Ломоносова, обучался на факультете государственного управления направление «Государственное и муниципальное управление», специализация «Стратегического государственное управление». Сегодня Андрей Сергеевич — кандидат экономических наук, преподаватель факультета государственного управления, доцент кафедры теории и методологии государственного и муниципального управления.
I. Выбор университета; «управленец – «знаток душ»»; нет – планированию карьеры «издалека».
— Выбирали ли Вы между МГУ и каким-либо еще Вузом, когда собирались получать высшее образование? Почему выбор был сделан в пользу МГУ?
— Выбор был. Изначально меня привлекала правовая стезя. В России рассматривался вариант поступления на международно-правовой факультет МГИМО (в школе ― классической гимназии ― при обучении упор делался на иностранные языки). Небольшое примечание: почему я подчёркиваю «в России» ― я родился и вырос в Крыму, когда полуостров относился к Украинской советской социалистической республике (школьником я застал распад СССР), а потом независимому государству Украина. Имея классическое гуманитарное образование и изучая как родные русский язык и литературу, я был ориентирован продолжить учёбу в русскоязычной среде и при этом искал те вузы, которые могли бы наилучшим образом раскрыть мой потенциал. МГУ, а точнее его филиал в городе-герое Севастополе. «Черноморский филиал Московского государственного университета», за счёт статуса, культуры, фундаментального подхода к образованию и возможности бюджетного обучения для всех граждан СНГ (в отличие от иных вузов России здесь такое правило действовало в отношении филиала в Украине). Правда, специальность здесь была не «право», а «государственное и муниципальное управление». Обучение я закончил с медалью МГУ, получив её как приятный памятный артефакт в дополнение к «корочке» диплома с отличием.
— С чем связан был интерес к сфере управления, экономике?
— Отмечу приоритет интереса к управлению перед интересом к экономике в классическом её понимании. Управленец — это архитектор, инженер человеческого сообщества. Следует напомнить, что хороший управленец ― ещё и хороший психолог, «знаток душ». В этом безусловный интерес. Объект исследования в гуманитарных и общественных науках не тот, что в естественных, здесь пока ещё не существует строгой теории детерминации событий, велика роль предчувствия и интуиции. Поэтому гуманитарное знание может быть сферой не только науки, но и искусства, областью творческого акта. И в этом вызов.
— К какому продолжению карьеры Вы готовились, обучаясь на факультете государственного управления: в академическом кругу или в сфере бизнеса, управления?
— Целенаправленно не готовился. Я отношусь к тем людям, которые негативно относятся к скрупулёзному планированию карьеры «издалека», не переношу людей, заранее пытающихся предопределить свою судьбу, со школьной скамьи готовящихся с репетиторами (последнее воспринимаю как подобие допинга в спорте).
II. Преподаватели – учителя, сложившееся представление о круге идейных наставников, компетенции, полученные в годы учебы
— Кого из преподавателей факультета государственного управления (и шире — МГУ) Вы могли бы назвать своими учителями?
— Учителями являлись и те, кого можно назвать мастером своего дела, «Профессором», «Преподавателем», и те, кто служил «антипримером». Любой опыт полезен для жизни.
Сейчас имён не назову. Возможно, на склоне лет опишу в мемуарах.
— Сложился ли в годы обучения круг друзей-единомышленников, общение с которыми Вы продолжаете и сегодня?
— Скорее сформировалось представление о круге идейных наставников ― старших учёных и преподавателей, на которых можно ориентироваться на вехах сложного пути становления человека Московского университета.
— Какие компетенции полученные в годы учебы для Вас стали важными в последующей жизни?
— Понимание важности развития умения смотреть на ситуацию (проблему) одновременно и вширь, и вглубь.
III. «Аппетит приходит во время еды», ощущение себя «человеком Московского университета», ценные пожелания студентам ФГУ.
— Когда Вы поняли, что хотите преподавать?
— Когда начал преподавать. Существует крылатое выражение: «аппетит приходит во время еды». Но изначально научно-исследовательская деятельность вызывала бóльший интерес.
— Ощущали ли Вы на протяжении жизни, что Вы «человек Московского университета»? С какими воспоминаниями вы ассоциируете жизнь в Московском университете?
— Ощущение того, что сделан маленький шаг на пути становления такого «человека» возникало, например, когда был получен достойный результат педагогического или научного «книгонаписания», разработан уникальный специальный образовательный курс, получивший положительный отклик студентов. Воспоминания связаны с посильным вкладом в творческий успех научных и педагогических коллективов Московского университета.
— Что бы Вы могли пожелать сегодняшним студентам Московского университета, которые учатся на нашем факультете государственного управления?
— Уметь сохранять баланс между профессиональной и личной жизнью, верно расставлять приоритеты, научиться понимать поступки людей и не бояться отстаивать истинную точку зрения, даже если Вы в меньшинстве. И важный совет: профессионализм будущих коллег не может являться оправданием их неэтичности в поступках.
Автор: Носырева Полина Михайловна
студент бакалавриата факультета государственного управления МГУ.
г. Москва, октябрь 2024.
Comments are closed