Диана Анатольевна Нарожная – выпускница факультета государственного управления. В 2012 году с отличием окончила факультет государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова по специальности «Управление персоналом». Сегодня Диана Анатольевна является преподавателем факультета государственного управления. Она — кандидат социологических наук, инспектор подготовительных курсов факультета.

I. Выбор университета в период поступления; интерес к сфере управления; продолжение академической деятельности в стенах МГУ.

— Выбирали ли Вы между МГУ и каким-либо еще Вузом, когда собирались получать высшее образование

Когда я поступала, ЕГЭ еще не было, это был последний год без него. При поступлении нужно было выбрать один или максимум два вуза, не как сегодня, когда можно подать документы в пять вузов. Моя старшая сестра училась на филологическом факультете МГУ, родители хотели, чтобы и вторая дочь училась в МГУ, ведь Московский университет – это главный университет страны. Я училась в Гимназии № 1514. Это очень хорошая школа. Оттуда у учеников был выбор, куда поступать: МГУ или ВШЭ. Поскольку моя семейная линия вела в МГУ, я выбрала Московский университет и стала целенаправленно готовиться к поступлению. Мы сдавали сочинение, историю и обществознание, это были письменные экзамены. Экзамены были сложные, поэтому все свободное время я уделяла подготовке именно к этим экзаменам. Я ходила на подготовительные курсы факультета государственного управления, благодаря им сдала экзамены очень хорошо.

— С чем связан был интерес к сфере управления, в частности, сфере управления персоналом?

У меня были знакомые, которые учились на ФГУ, они поступили сюда в тот момент, когда я была в 9-ом классе. Они обучались на Государственном и муниципальном управлении и Антикризисном управлении. Для Антикризисного управления нужно было сдавать математику, а я училась в культурологическом классе, история и обществознание были в приоритете. Был выбор: поступать на Государственное и муниципальное управление или на Управление персоналом. Тогда я с родителями все обсудила и мы решили, что Управление персоналом это прикладная специальность, она есть во всех организациях, как в частных, так и в государственных. Так как в школе уклон был на культурологию и социологию, направление Управление персоналом меня заинтересовало больше.

— К какому продолжению карьеры Вы готовились, обучаясь на факультете государственного управления: в академическом кругу или в сфере бизнеса, управления?

Изначально, после окончания факультета, идеей было, конечно, пойти в коммерческие структуры, тем более тогда они сильно развивались. Однако в процессе обучения я поняла, что мне очень интересно учиться этой специальности именно как в науке. Я понимала, что это, конечно, практическая деятельность, но ты тем лучше ее осуществляешь, чем у тебя больше знаний о том, что и откуда берется. ФГУ я окончила с красным дипломом и после поступила в аспирантуру. При поступлении в аспирантуру стал выбор специальности, ведь на факультете много возможностей. Больше всего мне была интересна социология, и я пошла на кафедру Управления персоналом. Там я продолжала заниматься наукой, это меня так затянуло, что я и по сей день работаю на нашей кафедре Управления персоналом.

II. Преподаватели, привившие любовь к предметам; история выбора научного руководителя; сложившийся в годы учебы круг друзей.

— Кого из преподавателей факультета государственного управления (и шире — МГУ) Вы могли бы назвать своими учителями?

Хотела бы отметить преподавателя по социологии – Ирину Ивановну Дмитрову. Сейчас она не преподает на факультете. Она преподавала нам социологию на втором курсе и это были очень интересные занятия. Ее предмет мог стоять у нас пятой парой, да еще и после физкультуры, но это было настолько интересно, что мы оставались даже после пятой пары и обсуждали с ней социологические тексты, она нас «заразила» любовью к социологии, как к науке. Конечно, это Татьяна Вячеславовна Зайцева, она вела у нас психологию, это вторая научная часть моей специальности. С ней на четвертом курсе мы читали тексты, это тоже было очень интересно, я тогда впервые читала работы классиков психологии в оригинале. Все это, конечно, сформировало меня как человека. Юрий Юрьевич Петрунин – значимый для меня человек. Он был моим научным руководителем по курсовым работам и по диплому. Достаточно необычная ситуация, потому что все обучающиеся кафедры Управления персоналом пишут курсовые работы на этой же кафедре, но у меня получилась по-другому. На втором курсе нужно было выбирать научного руководителя. Тогда В.К. Борисов вел у нас курс по менеджменту, вел он очень интересно, и большая часть людей хотела писать с ним курсовые работы. Я не стала исключением. Первый курс я окончила на «отлично» и при подаче заявления, была уверена, что мою кандидатуру точно выберут. За распределение студентов по научным руководителям в то время отвечал профессор Ф.М. Волков. Он меня вызвал к себе и сказал, что заявок слишком много, и к Владимиру Константиновичу мне попасть не получится. Он предложил мне писать работу с Ю.Ю. Петруниным. А Юрий Юрьевич по своим занятиям казался очень строгим, и я тогда сильно расстроилась, что придется писать работу со строгим преподавателем, да еще и любителем точных математических методов. Мои страхи оказались беспочвенны, а Юрий Юрьевич стал для меня проводником в мир науки. Он поддерживал все мои идеи, темы курсовых, которые мне были интересны (писали про футбол, UEFA, этические кодексы). Мы сошлись с ним в интересах и это было очень плодотворное сотрудничество, я ему очень благодарна за все. В аспирантуру я пошла на свою кафедру, где мне вновь очень сильно повезло. На кафедре Управления персоналом моим научным руководителем стал сам заведующий кафедрой – Василий Павловичу Пугачев. Василий Павлович научил меня быть настоящим исследователем, внимательным и терпеливым, поверил в меня как в преподавателя и по сей день продолжает быть мудрым наставником. Хочется отметить также Е.В. Шикина и Г.Е. Шикину. Благодаря им мы освоили математические методы в управлении, для меня их занятия были настоящим удовольствием, поскольку помогали эффективно переключить гуманитарный мозг на волну точной науки.

— Сложился ли в годы обучения круг друзей-единомышленников?

У нас была небольшая группа Управления персоналом, мы, скорее, общались между собой. Сейчас, конечно, с некоторыми своими одногруппниками поддерживаю связь. Наше общение больше личное, нежели профессиональное.

III. Навыки, полученные в университете; ощущение себя «человеком Московского университета»; ценные пожелания студентам ФГУ.

— Какие навыки, полученные в годы учебы, для Вас стали важными в последующей жизни?

Проведение социологических исследований. Понимание, как ставить цель исследования, как выбирать методы исследования, эти вещи пригодились, конечно. Также отмечу навык – понимание сложных текстов. Это нужно для того, чтобы понимать причинно-следственные связи. Все эти навыки больше всего пригодились, поскольку моя профессиональная деятельность связана с преподаванием. Важны все навыки, которые касаются анализа, сбора информации.

— Когда Вы поняли, что хотите преподавать?

 Каждый день, когда я иду на работу, отвечаю себе на этот вопрос: «Хочу ли я преподавать?». Когда я училась в аспирантуре, у меня было такое ощущение, что нужно преподавать, надо попробовать. При первом желании не было понимания о том, что за этим стоит, что на самом деле это очень сложная работа, гораздо сложнее, чем я думала. Эта работа и эмоционально затратная, и с точки зрения интеллектуального содержания она непростая. Конечно, когда я получаю отклик от студентов, я понимаю, что да, я хочу преподавать, это то, что мне нужно.

— Ощущаете ли Вы, что Вы «человек Московского университета»?

Да. Московский университет – это мое место учебы, работы, место, с которым я связана уже много лет. Конечно, я себя ощущаю человеком Московского университета. Когда я рассказываю, где я работаю, я с гордостью ощущаю свою принадлежность к  МГУ.

— Что бы Вы могли пожелать сегодняшним студентам Московского университета, которые учатся на нашем факультете государственного управления?

Желаю студентам брать от университета всё, что дают преподаватели. Этот взаимный обмен эмоциями, знаниями обогащает обе стороны и, когда студенты ощущают, что они не просто так пришли в Московский университет, тогда этот процесс становится более насыщенным и эффективным. Старайтесь воспринять всё, что вам дается. Если что-то не получается воспринять, задумайтесь, почему не получается. Задайте себе этот вопрос. Не будьте пассивным участником процесса. Если что-то не нравится, нужно об этом говорить, потому что именно тогда можно что-то улучшить. Если что-то нравится, тоже говорите об этом, это добавит вам конструктивного духа в общении. Будьте активными участниками всего, что вам интересно.

Автор: Носырева Полина Михайловна
студент бакалавриата факультета государственного управления МГУ.
г. Москва, декабрь 2024.

Tags

Comments are closed

Свежие комментарии

Нет комментариев для просмотра.
Свежие комментарии