Мы продолжаем нашу рубрику, и сегодня о своем очень интересном пути становления в Московском университете и в науке нам рассказала Марианна Валерьевна Кудина.

Марианна Валерьевна Кудина – выпускница Московского университета, в 1989 году с отличием окончившая экономический факультет, является одним из ведущих преподавателей факультета государственного управления. Она доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедры экономики инновационного развития, заместитель декана по научной работе.

I. Поступление в университет, выбор в пользу экономического факультета

— Выбирали ли Вы между МГУ и каким-либо еще Вузом, когда собирались получать высшее образование?

Не выбирала. Мой папа окончил физический факультет, он учился у академика Льва Давидовича Ландау (один из крупнейших физиков XX века). Когда папа в девятом классе привел меня в университет, я решила, что ни в какой другой университет я даже не буду поступать, хотя после восьмого класса я успешно сдала экзамены в МГТУ имени Н.Э. Баумана, потому что моя школа была с математическим уклоном. Но после того, как я получила в школе золотую медаль, я решила, что поступать буду только в Московский университет.

— С чем связан был интерес к экономической сфере?

Поскольку школа была математическая, папа здорово тренировал меня в математике и физике, и, конечно, у меня больше была предрасположенность к точным наукам. А вот мама у меня как раз человек очень лиричный, начитанный, высокоинтеллектуальный (к слову сказать родители вместе уже больше 65 лет, они сидели в школе за одной партой), поэтому решили, что для девочки как-то скучно идти на мехмат или физфак. Тогда мы стали выбирать такую область, где было бы и человеческое общение, а не только формулы, где будет более широкий взгляд на мир и общество, поэтому экономический факультет стал своего рода компромиссом.

II. События в жизни Марианны Валерьевны, повлиявшие на выбор дальнейшего построения карьеры

— К какому продолжению карьеры Вы готовились, обучаясь на экономическом факультете: в академическом кругу или в сфере бизнеса, управления?

Практически сразу, после распределения на первом курсе я поступила на кафедру экономики зарубежных стран, было очень интересно, и в тот же самое время в мою жизнь пришла большая любовь. Это был комсорг нашего курса, с которым мы и поженились, как только мне исполнилось 18 лет, а уже на втором курсе у нас родилась дочка, и тогда, формулы остались немного в стороне. Я окончила экономический факультет в 1989 г. с красным дипломом, поэтому в то время уйти в бизнес было бы неправильно, при том, что у меня была семья. Меня пригласили в аспирантуру, где и началась моя научная и преподавательская карьера. Говоря об академическом круге, хочется отметить мою научную маму – Музу Аркадьевну Сажину, она была моим научным руководителем в аспирантуре и учителем по жизни, много лет после, когда я защитила докторскую диссертацию и возглавила новую кафедру. А тогда обучение в аспирантуре предполагало педагогическую практику, и Муза Аркадьевна доверяла мне читать лекции на мехмате, и мне это очень понравилось. Я была удивлена, что среди математиков требовались те экономические знания, которыми я уже обладала к тому моменту. Вот этот положительный опыт меня вдохновил, и я решила, что это мое любимое дело. И когда мне предложили остаться в университете после защиты диссертации, я, конечно, была рада и с удовольствием приняла это предложение.

III. Преподаватели — учителя, а также круг друзей, которые являются важной частью в жизни Марианны Валерьевны. Возникновение интереса к преподаванию

— Кого из преподавателей экономического факультета (и шире — МГУ) Вы могли бы назвать своими учителями?

Безусловно, это мой научный руководитель – Муза Аркадьевна Сажина, она и сегодня преподает в университете. Это и заведующий нашей кафедры Иван Игнатьевич Столяров, и Станислав Павлович Макаров, который и сейчас работает у нас на кафедре. Преподаватели нашей кафедры вели экономику на всех факультетах МГУ, причем наша кафедра именно на естественных факультетах, поэтому мне за 30 лет довелось поработать и на мехмате, и на химфаке, и на геологическом факультете, и в высшей школе инновационного бизнеса МГУ. Более того, спустя много лет, поскольку экономический факультет — это моя alma mater, когда я уже стала доктором наук, профессором, стали возобновляться контакты с моими учителями, что меня очень радует. Это и бывший декан экономического факультета В.П. Колесов, и нынешний декан А.А. Аузан, и такие известные ученые как А.А. Пороховский, А.Г. Худокормов, К.А. Хубиев, А.А. Колганов, А.А. Бузгалин, Н.П. Иващенко и другие замечательные профессора (боюсь кого-то пропустить, ведь каждый из них внес вклад в мои знания в науке). Сегодня я являюсь членом диссертационных советов на экономическом факультете и я очень рада такому сотрудничеству.

— Сложился ли в годы обучения круг друзей-единомышленников, общение с которыми доставляло Вам радость?

Конечно, у меня служился круг друзей с моего курса. Кто-то из однокурсников ушел в бизнес, кто-то стал ректором, кто-то ушел в науку, поэтому, конечно, это удовольствие – встречаться и поддерживать связь с такими успешными одногруппниками. Это всегда было очень интересно и ценно для меня, потому что те предметы, которые я преподаю (а это и финансы, и маркетинг, и новые технологии в бизнесе и госуправлении, и инновационное проекты) требуют практической апробации. И благодаря общим проектам со своими единомышленниками у меня всегда была возможность проверить свои знания на практике. Благодаря такому широкому кругу общения, я могу предложить своим студентам новую информацию, более широкий взгляд на те научные проблемы, которыми я занимаюсь.

— Когда Вы поняли, что хотите преподавать?

— Видимо, аналитический склад ума — это у меня от папы. Когда ты что-то читаешь, вроде все кажется понятным, а вот когда начинаешь это рассказывать, в голове выстраивается целая система и некие логические цепочки, и в какой-то момент ты можешь понять, где они обрываются или появляются некие пробелы. Именно в процессе, когда ты нашел знания, переварил их, проанализировал, привел в систему и пытаешься передать их другому, и рождается научный интерес и научный результат. Это меня и заинтересовало в преподавании.

IV. Навыки, полученные в годы обучения. Ценные напутствия Марианны Валерьевны студентам Московского университета факультета государственного управления.

— Какие компетенции полученные в годы учебы для Вас стали важными в последующей жизни?

— Это, конечно, любознательность, способность воспринимать информацию и её осмысливать. В то время не было интернета и все навыки развивались в библиотеке. Мы после лекции шли в библиотеку, там складывался дружеский круг общения, велись высокоинтеллектуальные беседы. Мы делились чем-то интересным, когда узнавали что-то новое. Именно здесь формировались способности выискивать, впитывать знания, при этом одновременно улучшался навык коммуникации. Именно эти навыки очень помогли мне в будущем.

— Что бы Вы могли пожелать сегодняшним студентам Московского университета, которые учатся на нашем факультете государственного управления?

Верить в себя. Верить и знать, что мир очень интересен. Есть две вещи, которые, по-моему мнению, лежат в основе жизни: любовь и интерес. Любовь важна во всех смыслах, она позволяет реализовываться и относиться к миру доброжелательно. Я абсолютно убеждена, что жизнь отвечает нам тем же, что мы приносим в неё. Что касается трудолюбия, то я уверена, что во что вложишь силы, от того и получишь отдачу, результат. Может получишь и не сразу, но то, что все возвращается – это точно, я говорю это по своему жизненному опыту. Желаю студентам верить в это. Это правда работает. Говоря об интересе, хочется сказать, что жить интересно, особенно в современном мире. Есть столько нового, столько возможностей!

Понимайте собственную ценность, не утрачивайте интерес к жизни, смотрите на мир, на себя, на близких с любовью и идите с этим воодушевлением по жизни, и тогда все получится!

Автор: Носырева Полина Михайловна

студент бакалавриата

Tags

Comments are closed