Екатерина Александровна Панова – в 2000 году окончила факультет государственного управления (тогда — ИГУиСИ) МГУ имени М.В. Ломоносова по специальности «государственное и муниципальное управление». Сегодня Екатерина Александровна является преподавателем факультета государственного управления. Она – кандидат социологических наук, доцент кафедры управления персоналом.
I. Выбор университета при поступлении. Почему выбор пал в пользу Московского университета? Интерес к сфере управления персоналом.
— Выбирали ли Вы между МГУ и каким-либо еще Вузом, когда собирались получать высшее образование? Почему выбор был сделан в пользу МГУ?
— Выбирала, где учится, выбирала и между направлением подготовки. Изначально я собиралась поступать на исторический факультет другого университета, даже не в Москве. Но МГУ проводилвступительные испытания в июне, и уже в июне уже можно было понять: поступил ты или нет. Все остальные вузы проводили вступительные испытания в июле. Соответственно, у МГУ была возможность выбрать лучших из лучших. Мне удалось попасть в первую волну Московского университета. Говоря о ИГУиСИ, здесь я отдам должное Г.Л. Купряшину, который тогда был заместителем декана по учебным вопросам, который уговорил моих родителей, что именно этот факультет будет лучшим для меня. Поэтому, как бы это не нелестно звучало в рамках МГУ, я поступала сюда, когда Московский университет был «запасным» вариантом, но, так как МГУ сделал выбор в пользу меня, то здесь была ответная реакция с моей стороны.
— С чем связан был интерес к сфере управления?
— ИГУиСИ расшифровывался как «Институт государственного управления и социальных исследований», меня привлекала концовка, потому что мне больше хотелось быть социологом, здесь происходит корреляция с моей любовью к истории. Мне хотелось исследовать общественные и социальные события, а не концентрироваться больше в области менеджмента. Интерес к сфере управления был всегда достаточно слабый, с приоритетом именно в исследовательскую область.
— К какому продолжению карьеры Вы готовились, обучаясь на факультете государственного управления: в академическом кругу или в сфере бизнеса, управления?
— Наверное, как и многие выпускники, до третьего курса я ни к чему не готовилась. Хорошо, что у нас был специалитет, был запас по времени. Система обучения тогда была немного другая. Первые три курса давались одинаковые дисциплины для всех, и только на четвертом, пятом курсах предлагалась специализация. Специализации было три: юриспруденция, связи с общественностью и управление персоналом. Выбор пал в пользу управления персоналом. Свою карьеру на выходе в будущем я видела в качестве области управления персоналом, куда я и пошла.
II. Преподаватели-учителя; люди Московского университета; два важных вида навыков, полученных во время обучения.
— Кого из преподавателей факультета государственного управления (и шире – МГУ) Вы могли бы назвать своими учителями?
— Я бы могла назвать всех. В той или иной степени, все влияли на наше развитие как профессионалов, личности. Мы можем говорить и о В.А. Садовничем, как ректоре, как олицетворении Московского университета в течение последних нескольких десятилетий. Он человек знаковый по многим причинам. Благодаря ему Московский университет не развалился, сохранился, развивается, внедряет инновации. Безусловно, это и Г.Л. Купряшин, А.В. Сурин, который был первым деканом факультета и сформировал всю концептуальную основу факультета. Это и В.А. Никонов, который является поддерживающей силой для факультета сегодня. Я отлично помню, как А.И. Соловьев в холодной аудитории химического факультета читал нам лекции, где мы сидели в шубах, а он мерз в пиджаке, но героически читал лекцию. Помню и М.И. Панова, у него были потрясающие занятия по логике, которые меняли сознание. В.П. Пугачев, который вдохновил меня любовью к управлению персоналом. Т.В. Зайцева, которая тогда только пришла на факультет, и она была с совершенно новым видением того, как может выглядеть управление персоналом. Конечно, для меня, уже с точки зрения преподавателя, каждый преподаватель оказал формирование на меня, как на молодого исследователя, педагога, практика. Каждому из них я очень благодарна за их вклад и становление меня как профессионала и как личности.
— Сложился ли в годы обучения круг друзей-единомышленников?
— Мы были очень маленькой группой, поэтому потом мы не очень общались в силу разных причин. Кто-то уехал из страны, кто-то перешел в другую область, кто-то остался в университете, кто-то пошел в бизнес. Я, в частности, пошла в бизнес и 15 лет никак не была связана с университетом, но при этом, в разные этапы своей карьеры я встречала бывших одногруппников, либо тех, кто был на год старше, младше. Этот дух Московского университета – вещь символическая, потому что каждый раз, когда я начинала говорить с человеком и понимала, что у нас общие ценности, стиль мышления, восприятие информации, то, с вероятностью 99,9% этот человек окончил МГУ. А если он из области управления, то, скорее всего, он выпускник нашего факультета.
— Какие навыки, полученные в годы учебы, для Вас стали важными в последующей жизни?
— Я бы выделила два вида навыков. Первые – универсальные. Это навыки, способные адаптироваться к новым вызовам и быстро находить требуемую информацию. Приведу пример. Когда мы учились, у нас был курс по трудовому праву, который мы считали очень проходным, для нас это была полная абстракция. Первые 5 лет в работе мне совершенно не требовалось, но потом, когда менялось как раз трудовое законодательство, возникла потребность в его применении. Соответственно, умение самостоятельно разобраться в нем на хорошем уровне, чтобы ставить задание юристам, оно понадобилось, этот навык сформировался именно в рамках обучения в Московском университете. Второй навык – навык любознательности. Современная деятельность предполагает наличие знаний в различных областях не по запросу получения знаний, а по собственной инициативе. Умение не стоять на месте, постоянно развиваться, совершенствоваться, уметь это делать – это навык, за который я очень благодарна Московскому университету.
III. Интерес к преподавательской деятельности; «человек Московского университета» — кто он? Совет студентам ФГУ.
— Когда Вы поняли, что хотите преподавать?
— Первые 10 лет я не хотела преподавать, я работала в бизнесе. Но, к преподаванию я пришла через аспирантуру. Я поняла, что мне хочется больше заниматься исследовательской деятельностью, чем административно-распределительной. Поступила в аспирантуру и именно там меня начали привлекать к преподаванию, и я поняла, что все хорошо получается, все всё понимают, есть обратная связь. В моей должности есть не только преподавание, это и большой пласт исследовательской работы, организационной работы. Преподавание занимает примерно 30-40% от основной деятельности.
— Ощущаете ли Вы, что Вы «человек Московского университета»?
— Ощущаю. У меня даже была история. Я работала в одной компании и мне говорили: «Ну что ты говоришь, что выпускник Московского университета с особым мышлением, подходом, ничего такого – нет». И мы провели эксперимент. У нас была вакантная позиция: юрист. Мы взяли 10 кандидатов, из них 9 – выпускники МГУ, 1 – нет. Из резюме убрали строку образование, я не спрашивала на собеседовании об этом, а кандидату сказали, чтобы он сам не говорил, какое у него образование. Я не могу сказать, что мне удалось верифицировать все 9 человек, но восемь из десяти — да. Вот дух Московского университета, особое мышление, свой взгляд на проблему, особое отношение к одним и тем же ценностям, да, это есть, как явление. У Виктора Антоновича Садовничего во всех обращениях мы можем услышать «люди Московского университета». Действительно, Московский университет – это как отдельное государство с его собственной национальной культурой.
— Что бы Вы могли пожелать сегодняшним студентам Московского университета, которые учатся на нашем факультете государственного управления?
— Я бы пожелала им развивать чувство собственной осознанности. Осознанность – это одна из компетенций, которые в настоящее время не очень у молодых специалистов развита. Осознанность в разных планах: осознанность поступления, осознанность управления выбором, осознанность своего будущего, чтобы вы понимали, куда вы идете, это и осознанные цели. Будьте управленцами, прежде всего, своей судьбы, жизни, карьеры. Нужно делать выбор, не плывя по течению, а осознанно, понимая, почему вы находитесь в этой ситуации, почему вы завтра будете находиться в другой ситуации.
Автор: Носырева Полина Михайловна
Студент бакалавриата факультета государственного управления МГУ.
г. Москва, март 2025 г.
Comments are closed