В 1968 году Елена Николаевна Ведута поступила на экономический факультет МГУ по специальности «экономическая кибернетика», который окончила с отличием в 1973 году. Сегодня Елена Николаевна — заведующая кафедрой стратегического планирования и экономической политики факультета государственного управления Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, доктор экономических наук, профессор.
- Трудный выбор: учиться на специальности полупроводников или стать экономистом-кибернетиком? Одно из жизненных испытаний Елены Николаевны: доказать, что ты учишься не «по блату».
-Елена Николаевна, здравствуйте! Так, как я являюсь студенткой МГУ нашего факультета государственного управления, первый вопрос, ответ на который бы я очень хотела услышать, у меня будет такой: перед поступлением в университет вы выбирали какой-нибудь другое высшее учебное заведение, помимо МГУ? И почему выбрали именно МГУ?
-Чтобы ответить на этот вопрос надо вспомнить, что я окончила ведущую физико-математическую школу города Минска, она награждена Орденом Трудового Красного Знамени. Практически вся сборная Олимпиады по физике Советского Союза состояла из учащихся нашей школы. По характеру я всегда была больше физик, чем математик. Поэтому я вначале поступила в Минский Радиотехнический институт на специальность «полупроводники», которые, кстати, сегодня очень актуальные. Я сдала первый семестр на все «пятерки», но скажу честно, когда я поняла, что моё будущее будет связано с тем, что я буду заниматься полупроводниками-транзисторами, я поняла, что это не моё. А параллельно мой отец стал мне говорить о том, что он сделал большую ошибку, что безответственно отнесся к выбору моей специальности. Тогда он мне сказал, что в Москве в МГУ имени М.В. Ломоносова есть такая специальность — «экономическая кибернетика» и что от нее зависит будущее страны. Декан экономического факультета, а затем первый мэр Москвы Гавриил Харитонович Попов уговаривал отца, чтобы я перевелась туда учиться. С большими усилиями тогдашнего зав. кафедрой математических методов анализа экономики, академика Н.П. Федоренко, тесно работавшего с отцом по вопросам автоматизации управления экономикой, я была переведена в марте с 1-го курса Минского института на 1-й курс МГУ на специальность «экономическая кибернетика». Конечно, образовательные программы сильно отличались, и я стала отставать в освоении дисциплин. Более того, на меня смотрели, как на «блатную». Но я ведь была золотой медалисткой лучшей школы. Конечно, я могла остаться на 2-й год, чтобы догнать разницу в программах. Однако я решила доказать, что я – не блатная, и смогу сама поступить в МГУ. И я доказала это, заново поступив в университет. Сдала экзамены по математике на «отлично» и доказала, что я не хуже других учащихся МГУ. Я рада, что я заново поступила на специальность «экономическая кибернетика», где я не только нашла свое призвание, но и встретила своего будущего мужа. За все годы обучения у меня были только одни пятерки.
— Испытывали ли Вы страх, когда поступали на специальность, которая тогда еще не до конца определилась?
-На тот момент она была в моде. Поступить туда было очень сложно, специальность была престижная. Конечно, страшно было поступать, но я была уверена, что у меня все получится. Сдав два экзамена по математике на отлично, я, как золотая медалистка, была зачислена на первый курс. Учиться по этой специальности было сложно, поскольку тогда были сильные требования к знанию математики. Во время обучения у нас было много математики, которая по сложности почти совпадала с математикой, преподаваемой на мехмате. Это, конечно, мне нравилось. Но мое понимание, что такое «экономическая кибернетика», пришло значительно позже. Сегодня я счастлива, что всю свою жизнь я посвятила этой науке.
II. С выбором специальности определилась, а что с карьерой? Кем быть? Ученым, преподавателем, или уйти в политику? Главный совет отца помог Елене Николаевне определиться, что высшим критерием ее деятельности является не успех в карьере или политике, а личный вклад в общественный прогресс, улучшение жизни людей.
-Можно ли сказать, что Ваш отец помог Вам в выборе будущей профессии?
— Отец меня спросил: «Кем я хочу стать после защиты диплома в МГУ?». Я ответила: «Продолжу учебу в аспирантуре, чтобы защитить диссертацию. «А потом?» — спросил он. «Защищу докторскую», — ответила я. Он опять спрашивает:
«А потом?» — «Стану членом-корреспондентом, а затем академиком». Он опять повторил: «А потом?» Меня это уже стало раздражать. Я сказала ему, что не собираюсь быть Генсеком КПСС как Л. Брежнев, и не понимаю, какой ответ он ждет от меня. Вот эти слова отца я помню всю свою жизнь, «Ты все время говорила о себе и ни разу не сказала, что останется людям после тебя. Жизнь каждого из нас коротка, и нужно успеть сделать что-то полезное, чтобы оставить добрую память о себе. И в этом смысле твоя жизнь становится долгой, как необходимая часть жизни человечества. Но есть и другой выбор жизненного пути — следовать своим узкоэгоистическим интересам и «после меня хоть потоп». Выбор своего жизненного пути каждый делает сам». Вот тогда мною было принято окончательное решение — я буду следовать за отцом. Ведь любовь дочери к отцу — великая сила[1].
-К какому продолжению карьеры Вы готовились после окончания университета?
— Я думала о том, что мне подходит преподавательская работа, но естественно я хотела уйти в науку. Тогда передовой институт, который курировал нашу кафедру, назывался Центральный экономико-математический институт (ЦЭМИ) Академии наук СССР, но я поняла, что не смогу в нем работать. Всегда официально моим научным руководителем был академик С.С. Шаталин. Он был в восторге от моей первой курсовой. Во время ее написания я ушла в вычислительные методы математики, что не совсем подходило мне по специальности. Когда я показала эту работу отцу, он был потрясен, что я занимаюсь не тем, что нужно. Он напомнил мне, что я пошла учиться экономической кибернетике, а не математике. Это предполагает, прежде всего, знание экономики и формулирование с учетом этих знаний решение ее задач на языке математических алгоритмов. Он стал меня переучивать мыслить алгоритмически при постановке и решении экономических задач. Это мне давалось с большим трудом. После работы с отцом мое экономическое мышление радикально изменилось. Когда я показала мою следующую курсовую работу Шаталину, он был в шоке и, несмотря на дружбу с моим отцом, посчитал, что отец меня «испортил». Тогда передо мной стоял выбор – за кем я пойду – Шаталиным или отцом. Шаталин меня похвалил за курсовую, а отец отругал. Но ведь отец любит меня, а значит он меня справедливо отругал. Я сделала свой выбор – пойду за отцом. Поэтому я не смогла пойти в ЦЭМИ, откуда потом произошли многие либеральные реформаторы. Единственное, где я смогла бы выжить и развивать школу Николая Ведуты — это преподавание. В МГУ тогда было очень сложно остаться работать преподавателем. Поэтому на время я оставила МГУ и работала в других университетах. Мне повезло. Почти 20 лет я работала в Плехановке, на кафедре, открытой академиком С.Г. Струмилиным, где получила практические знания в области планирования экономики.
III. Кто они- преподаватели, ставшие главными учителями Елены Николаевны?
-Кого из преподавателей экономического факультета (и шире — МГУ) Вы могли бы назвать своими учителями?
— Мне очень нравился преподаватель философии-диалектики Григорий Григорьевич Водолазов. Его мысли мне были близки. Я всегда удивлялась, что когда тебя учат диалектическому подходу к решению сложной задачи, то, как ты можешь затем пытаться решить сложные экономические проблемы с использованием примитивного аппарата линейной алгебры или математического программирования. Благодаря Г. Г. Водолазову, мне удалось быстрее принять кибернетический подход к решению сложных экономических задач, предполагающий создание системы математических алгоритмов с обратной связью и процедурами корректировки для достижения баланса, имитирующих движение системы в направлении реализации целевой функции. Конечно, и академик Н. Я. Петраков. Николай Яковлевич был настоящим кибернетиком. Он читал нам лекции, как кибернетик, подчеркивал роль потребительского рынка, как обратной связи, влияющей на пропорции плана. Он был независимым в своих суждениях, умнейшим и порядочным человеком. И, естественно, не могу не сказать о Станиславе Сергеевиче Шаталине. Я его по-своему люблю. Мне нравилась его добрая энергия, устремленная на помощь людям в конкретных проблемах, его энергичные лекции, на которых правда, создавалось такое впечатление, что математика решит все.
IV. Вклад Елены Николаевны в развитие науки, её большие надежды на поколение «нового политического десанта».
— Что сподвигло Вас открыть направление «экономической политики» на ФГУ?
— Вы знаете, я понимала, что то, что происходит в стране, закончится для нас плохо, и что нам придется готовить новых специалистов, которые смогут изменить ситуацию в стране к лучшему. С такими задачами я пришла к академику Николаю Яковлевичу Петракову и предложила ему создать программу «по подготовке нового политического десанта». Делали это с надеждой на то, что этот новый «политический десант» сможет сменить тот «политический десант», который был во многом подготовлен в рамках нашей программы экономической кибернетики, и фактически разрушил нашу систему управления экономикой, переведя страну в систему глобального управления. Мы понимали, что рано или поздно, но стране придется вновь организовывать свою систему управления экономикой, но уже на кибернетических принципах. С такими идеями мы пришли и к ректору МГУ Виктору Антоновичу Садовничему. Он одобрил эту идею. Нам помогал в тот период нынешний декан факультета политологии Андрей Юрьевич Шутов. Вячеслав Алексеевич Никонов помог нашей кафедре и организованной при ней программе «экономическая политика» перейти с философского факультета на факультет государственного управления. Этот факультет полностью соответствует тем задачам в науке и преподавательской деятельности, которые мы тогда ставили перед собой. И, действительно, на факультете были созданы все условия для развития на кафедре науки экономической кибернетики и преподавания экономических дисциплин на принципах кибернетики.
— Какой главный совет вы могли бы дать сегодняшним студентам МГУ, которые обучаются на факультете государственного управления на направлении «Политология» (профиль «Стратегическое управление экономическими и политическими процессами»).
-Мне очень нравится наше направление, у меня с ним связаны самые большие надежды, потому что наши политологи самые лучшие во всем мире, они абсолютно другие, не похожи на остальных политологов, поскольку они получают образование «три в одном» — в политологии, экономике и финансах. Я уверена, что именно за ними будет будущее мира. Как сказал мне один французский профессор после моих выступлений в Париже: «Ваше направление сегодня — это такой маленький ручеёк, но я уверен, что из этого ручейка будет настоящий мейнстрим (с англ. Mainstream — «основное течение»). И вот этот мейнстрим — это и есть наши политологи. Они — будущее нашей страны.
Главным вкладом Елены Николаевны в развитие науки можно назвать то, что она открыла новое направление — «Стратегическое управление экономическими и политическими процессами», на выпускников которой Елена Николаевна возлагает большие надежды. Она считает, что именно они смогут изменить положение экономики страны к лучшему, именно у них получится воплотить в жизнь кибернетические принципы управления экономикой для процветания нашей страны.
Елена Николаевна Ведута — выдающаяся выпускница МГУ, которая не оставила университет после его окончания. Она вернулась в свою альма-матер, обогащенная практическими знаниями Плехановки в области планирования экономики. Свои знания в области кибернетической экономики, она передает будущим выпускникам Московского университета, перед которыми стоит задача их практического внедрения для выхода нашей страны на магистраль лучшего будущего. Она продолжает развивать экономическую науку и является известным ученым в стране и за рубежом. Ею написано большое количество научных статей и книг. Она активно принимает участие в международных конференциях и СМИ. Елена Николаевна — человек, который следует своему пути, заложенному ее отцом, выдающимся ученым-кибернетиком Николаем Ведутой, вопреки всем жизненным испытаниям. Она верит в лучшее будущее нашей страны и уверена, что главная роль в его создании будет принадлежать выпускникам созданной ею и академиком Н. Петраковым образовательной программы, так называемому «новому политическому десанту», который реализует кибернетические идеи для выхода России на магистраль общественного прогресса, культурного развития личности.
Автор: Носырева Полина Михайловна
студент бакалавриата ФГУ
[1] Савина М. «Елена Ведута: необходимо понять, что мы в состоянии конструировать будущее, а не идти по пути ухудшения жизни людей» // Юрист спешит на помощь, 2020. №5. С. 3.
Comments are closed