Муза Аркадьевна Сажина – одна из самых выдающихся выпускников Московского университета, окончившая его экономический факультет в 1953 г. Муза Аркадьевна, еще обучаясь в университете, начала свою научную и педагогическую деятельность, которыми она успешно занимается и в наши дни. Она отдает всю себя Московскому университету на протяжении многих десятилетий. Сегодня Муза Аркадьевна – один из ведущих преподавателей факультета государственного управления, заслуженный профессор Московского университета, доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.
I. Выбор университета, желание заниматься «неизвестной экономикой», карьера, начавшаяся еще в годы учебы Музы Аркадьевны.
— Выбирали ли Вы между МГУ и каким-либо еще Вузом, когда собирались получать высшее образование? Почему выбор был сделан в пользу МГУ?
— На мой выбор вуза повлиял пример старшей сестры Людмилы, которая училась на геолого-почвенном факультете МГУ имени М.В. Ломоносова; а также увлекательные рассказы её подруг об экономическом факультете МГУ.
— С чем связан был интерес к экономической сфере?
— Среди гуманитарных факультетов МГУ я еще выделяла для себя филологический факультет, хотя он был не на первом месте. После окончания его, главное распределение на работу было – учительство в школе. Это не моё. Мне хотелось как можно больше и дольше заниматься неизвестной для меня, в то время, экономикой. После некоторых раздумий, я выбрала экономический факультет.
— К какому продолжению карьеры Вы готовились, обучаясь на экономическом факультете?
— Карьеру мне строила жизнь, ибо жизнь распорядилась моей судьбой: одновременно учиться и преподавать. В результате, больше 70 лет я и учусь, и преподаю. Человек становится ученым, когда обучает сам себя, а преподавателем, когда обучает других. На сегодняшний день я подготовила 72 кандидата наук и 10 докторов наук. Так я оказалась в академическом кругу.
II. Учитель Музы Аркадьевны, ставший примером на всю жизнь, теплые воспоминания о котором живут и сегодня; также другие преподаватели, с которыми работала и занималась наукой Муза Аркадьевна.
— Кого из преподавателей экономического факультета (и шире — МГУ) Вы могли бы назвать своими учителями?
— Среди моих учителей первой и на первом месте находится известный русский ученый в области экономических наук, создатель научной школы по хозяйственному расчёту, талантливый педагог студенческой молодежи и вузовских преподавателей, активный, многогранный общественный деятель Советского Союза – Нина Сергеевна Спиридонова, с её с желанием вырастить новое поколение молодых ученых.
В 1953 г. по предложению ректора МГУ, академика Ивана Георгиевича Петровского, Нина Сергеевна создала кафедру политэкономии естественных факультетов МГУ, которую возглавляла по 1972 г.
Состав кафедры был молодой (от 25 до 30 лет) и преимущественно женский. В создании кафедры выбор пал на аспирантов кафедры политэкономии экономического факультета МГУ. Нина Сергеевна лично формировала свою команду, знакомясь с научными наработками, способностью общаться со студенческой аудиторией, оценивая стремление накапливать научный потенциал и желание его передать другим. Эти принципы были основой формирования коллектива кафедры и залогом успешного взаимного сотрудничества. Среди членов кафедры оказалась и я.
Работы было невпроворот. Отсутствовали учебники, учебные пособия, программы, планы семинарских занятий, методические разработки. Пришлось заново создавать и читать учебные курсы, проводить семинарские занятия и одновременно разрабатывать все программы, а потом и готовить учебники.
Как талантливый организатор кафедры, Нина Сергеевна формировала работоспособный и дружный коллектив с качествами взаимопомощи и взаимоподдержки. Высокий теоретический уровень, глубокое понимание актуальных проблем политэкономии, страстность в пропаганде знаний, педагогический талант, чуткость в отношении с людьми, молодость и задор – эти качества служили примером для всех. Дух коллективизма воспитывался и заботливо поддерживался. Внимательные, понимающие глаза Нины Сергеевны, голос с дружескими интонациями, умение слушать и давать конструктивные советы – это не забывается!
Уделяя первостепенное внимание учебному процессу, Нина Сергеевна хорошо понимала, что МГУ тем и отличается от других вузов, что он дает студентам образование, а не специальность, учит их мыслить и размышлять, обобщать изученное. Как сказал выпускник МГУ А.И. Герцен: «Главная задача университета – поставить человека, дать ему возможность продолжать на своих ногах». Студент и преподаватель это две главные фигуры, без которых нет университета. Поэтому, качество преподавания зависит и от их взаимоотношений. Великий классик литературы Л.Н. Толстой говорил, что «хорошо знающий и любящий свой предмет учитель – это хороший учитель. А учитель, еще и любящий студента, как мать и отец, — это совершенный учитель». Таким преподавателем была Нина Сергеевна Спиридонова.
Каждый преподаватель, кроме знаний своего предмета, имеет другие грани, чисто человеческие, житейские, которые могут обогащать предмет преподавания и вызывать ответное раскрытие многогранных интересов студентов. Студентам не безразлично, как ведет себя преподаватель: уткнувшись в бумажку или беседуя со студентами. Лекция – это не канон, а рассуждение, которое рождает ответное мнение студентов, порой согласное, порой полемическое, но всегда обогащенное. Вовлекая студентов в общий творческий процесс, когда преподаватель и студент думают вместе, Нина Сергеевна обращалась не только к сознанию студентов, но и к их чувствам.
Занимаясь научной работой, Нина Сергеевна воспитала 15 кандидатов и несколько докторов экономических наук, ею написано более 50 научных работ, среди них ряд книг и брошюр. Под её редакцией вышли два курса лекций по политической экономии, которые пользуются большой популярностью у преподавателей и студентов.
Благодаря огромной созидательной работе, кафедра Нины Сергеевны, одной из первых в университете, была названа образцовой, получила широкое признание в стране и за рубежом. Она стала лидером, центром организации учебно-воспитательной и научной работы, повышения квалификации преподавателей других высших учебных заведений, используя институты стажировки, подготовки кандидатов и докторов наук.
Годы работы с Ниной Сергеевной были периодом своеобразного «педагогического романтизма», когда работали не ради денег, а за научную и преподавательскую идею, когда процесс преподавания просто доставлял удовольствие.
Нина Сергеевна Спиридонова – талантливый ученый, педагог и организатор экономического образования и науки, прекрасный и скромный человек, гражданин и патриот России – такой она живет в моем сердце.
Своими учителями я также считаю доктора экономических наук, профессора Столярова Ивана Игнатьевича и доктора экономических наук, профессора Радаева Валерия Викторовича. Оба они возглавляли кафедру политэкономии естественных факультетов МГУ после Нины Сергеевны Спиридоновой (сначала В.В. Радаев, потом И.И. Столяров). Оба продолжили дальнейшее развитие кафедры, в которой существовала особая атмосфера: порядочность, работоспособность, доброжелательность. Тем самым бережно сохранились и поддерживались традиции мудрых действий прежнего руководителя кафедры политэкономии естественных факультетов МГУ Н.С. Спиридоновой. Благодаря огромной созидательной работе по использованию богатого накопленного опыта преподавания, разработке актуальных социально-экономических проблем, кафедра остается лидером в организации учебно-воспитательной и научной работы, продолжая быть центром повышения квалификации преподавателей других высших учебных заведений.
Талантливые ученые, преданные делу преподавания, обладающие личной скромностью, чуткостью в отношении с людьми, умением общаться с молодежью, претворяли в жизнь честные открытые отношения, сочетающие высокую профессиональную требовательность и товарищескую взаимопомощь.
О моих учителях тепло и точно выразился наш писатель Н. Некрасов:
«Природа – мать. Когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…»
III. 1. Друзья- единомышленники Музы Аркадьевны тогда и сейчас, кто они?
2. Компетенции, полученные профессором в годы учебы, которые обладают тремя функциями.
— Сложился ли в годы обучения круг друзей-единомышленников, общение с которыми доставляло Вам радость?
— Круг моих друзей-единомышленников, который сложился за годы преподавания на кафедре политэкономии естественных факультетов МГУ, всегда приносил мне радость. Но, к сожалению, они уже закончили свою жизнь, поэтому остались только воспоминания об интересных проблемах обучения и познания на факультете. Но, зато, сегодня я имею большой круг друзей-единомышленников среди аспирантов и молодых преподавателей, которые всегда и везде со мной.
— Какие компетенции полученные в годы учебы для Вас стали важными в последующей жизни?
Самой важной и актуальной компетенцией познания экономических процессов для меня является апробированная столетиями, остающаяся востребованной и сегодня – методология и методика познания экономической науки.
Компетенции (навыки), как умение познавать и анализировать новое, выполняют несколько функций.
Во-первых, познавательную функцию. Исторический подход позволяет анализировать явления с точки зрения генезиса, становления и развития современного состояния объекта анализа. А логический принцип дает возможность достигать саморазвития по законам диалектики этих явлений. Комплексность и системность истории и логики усиливают достоверность саморазвития общества. Этот классический набор желательно обогащать новыми современными инструментами познания, например, экономико-математическими методами.
Вторая функция компетенций – информационная. Она выражается в способности искать и обрабатывать новую информацию (вопросы истории, культура), которые расширяют и делают более глубоким анализ избранного объекта анализа, а главное – исследование приобретает актуальный и развивающийся характер.
Третья функция – коммуникации. Это взаимодействие с людьми, со студентами, с преподавателями. С кем-то можно подискутировать, кому-то можно открыть новое, а студентами пояснить, что им непонятно. Эта функция способствует выявлению, использованию творческих дарований людей и качественному изменению образа совместной жизни людей.
IV. Предложение остаться в МГУ, принятие важного решения в кругу самого дорогого человека Музы Аркадьевны. Что является единым целым благополучия для Музы Аркадьевны? Ответ сможете найти в этом разделе.
— Когда Вы поняли, что хотите преподавать?
— Убеждение, что я хочу преподавать появилось у меня, когда заведующая кафедрой политэкономии естественных факультетов МГУ, Нина Сергеевна Спиридонова, проводя занятия на экономическом факультете, увидела во мне задатки педагогического мастерства и пригласила меня на свою кафедру преподавать студентам естественных факультетов МГУ. Было у меня небольшое сомнение. А как же наука? И тут выручила взаимность и поддержка моего семейного союза – меня и моего мужа. Муж высказал такой аргумент: «Во-первых, преподавать в МГУ приглашают не всех. Во-вторых, второй раз могут и не пригласить». Дилемма была разрешена единым мнением, сомнений не оставалось, я пошла на преподавание, а наукой стала заниматься параллельно.
— Ощущали ли Вы на протяжении жизни, что Вы «человек Московского университета»? С какими воспоминаниями вы ассоциируете жизнь в Московском университете?
— Московский Университет для меня – это университет, в котором я училась, в котором я работаю, которому я отдаю все свои силы и все свое свободное время, университет, в котором я живу. В любви к Московскому университету едина вся моя семья Сажиных. Но Сажинское наследие и интересы в науках, как у детей, так и у внуков, оказались разнообразными (биологический, экономический, исторический, географический, социологический факультеты, факультет государственного управления). Старший сын окончил биологический факультет и аспирантуру (кандидат биологических наук), младший сын – окончил экономический факультет и аспирантуру (кандидат экономических наук); из пяти внуков Сажиных четверо уже успели получить высшее образование в МГУ. Дети для семьи – это семейный капитал, а внуки – процентный капитал.
Для меня университет и семья – это единое целое благополучия: из счастливой семьи я с хорошим настроением ухожу на работу в университет, а от интересной и радостной работы в МГУ возвращаюсь не менее счастливая в любящую и дружную семью
V. Мудрые слова Музы Аркадьевны о взаимоотношении преподавателя и студента. Искренние пожелания преподавателя нынешним студентам факультета государственного управления.
— Что бы Вы могли пожелать сегодняшним студентам Московского университета, которые учатся на нашем факультете государственного управления?
— Сегодня человеческим обществом особенно ценится непосредственное взаимодействие преподавателя и студента, социальные контакты, повышающие качество обучения, рост конкурентоспособности будущих выпускников.
Взаимосвязь студента и преподавателя в офлайн, когда преподаватель видит глаза студента, его лицо, его реакцию на ту или иную проблему – это живое, интеллектуальное общение. Такое не забывается!
Жизнь показала, что всюду, где трудятся выпускники МГУ, они несут в себе его традиции и, в первую очередь, поиск нового. Думается, что этот стиль МГУ, каждый из его выпускников будет держать высоко на любом участке трудовой деятельности, иначе не было смысла кончать наивысшее учебное заведение, да еще имени М.В. Ломоносова.
У Alma Mater тысячи ее выпускников, но у каждого выпускника только одна Alma Mater. Надеюсь, что каждый из вас будет вечно чувствовать себя её частицей.
Но есть у меня, дорогие студенты, пожелание и для вашей личной жизни. Выбирайте себе в МГУ жениха и невесту, ибо лучшие юноши и девушки учатся у нас. Создавайте счастливую семью, в которой отношения между супругами с огромной силой проявляют особенности духа, ума и сердца, которые свойственны только мужчине и только женщине. Муж и жена – две половинки единого целого, основанного на любви и дружбе, на взаимности и поддержке. По выражению Ф. Энгельса: «Прочная семья становится державой в государстве». Крепкие семьи – это драгоценность, на них всегда ориентируются.
Здоровья вам, любви и счастья!
Интервью брала: Носырева Полина Михайловна
студент бакалавриата
Comments are closed