Друзья! Наша рубрика о преподавателях ФГУ продолжается, и сегодня мы познакомимся с выпускницей первого выпуска ИГУиСИ, ныне ФГУ, — Надеждой Владимировной Макогоновой.

Надежда Владимировна Макогонова — выпускница первого набора Института государственного управления и социальных исследований Московского университета имени М.В. Ломоносова. В 1999 г. Надежда Владимировна окончила ИГУиСИ по специальности: «Государственное и муниципальное управление» с отличием. Сегодня она – кандидат экономических наук, доцент, преподаватель факультета государственного управления, заместитель заведующего кафедры теории и методологии государственного и муниципального управления по исследовательским проектам.

I. Выбор университета. Долгий и интересный путь от экономики до управления.

— Выбирали ли Вы между МГУ и каким-либо еще Вузом, когда собирались получать высшее образование?

Полагаю, предварительный выбор в пользу Московского университета в принципе был сделан мной задолго до поступления, потому что на подготовительные курсы вместе со своей подругой – Леной Полуяновой – я целенаправленно шла только и только в Университет и иной серьезной альтернативы не видела. Ярко окрашенные события ведь хорошо запоминаются, как известно. Как сейчас помню, что мы пришли поступать на подготовительные курсы в «Школу молодого предпринимателя» (ШМП), пришли во 2-ой ГУМ (второй учебный корпус), в МГУ, отстояли большую очередь, увидели очень и очень много таких же желающих, которыми был заполнен весь вестибюль. Сейчас это, конечно, немыслимо в контексте современных цифровых технологий и электронных очередей, но тогда это было совершенно нормальное явление, которое не отпугивало. Подготовительные курсы запомнились мне потрясающей атмосферой свободы, смелыми дискуссиями, колоссальным уровнем знаний наших преподавателей, которые в массе своей были студентами 2 или 3 курсов юридического, экономического или исторического факультетов МГУ… Шел 1993 год, а мы зачитывались биллем о правах Конституции России 1993 года, знали наизусть конституционные права и свободы гражданина, апатридов, читали комментарии к Конституции, Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик (Основы), потому что не было ни Гражданского кодекса, ни Налогового кодекса, но были Основы… В общем, конечно, это был совершенно новый для меня мир, сложный и по-настоящему захватывающий. Преподавание истории на курсах было на космическом уровне и читали нам ее уже опытные преподаватели МГУ. Кстати говоря, о годах учебы я писала в своей статье для сборника, посвященного 15-летию факультета «Мы – выпускники ФГУ 1999-2001 гг.». Возвращаясь к Вашему вопросу о выборе ВУЗа, справедливости ради отмечу, что еще я рассматривала Юридическую академию имени О.Е. Кутафина (МГЮА) в качестве места обучения, потому что один из моих репетиторов, репетитор по истории, был из МГЮА. Помнится, что он основательно занимался первой русской революцией 1905-1907 гг., я читала его рукописный доклад объемом 50+ страниц убористым почерком и меня впечатлила тогда массовая вовлеченность в революционные события людей, когда перекрытия в зданиях проведения мероприятий грозили рухнуть под ногами от большого количества пришедших… Но Московский университет все же победил, к тому же прекрасное здание ГЗ, Высотка архитектора Л.В. Руднева, прекраснейшее из прекрасных в мире здание, не оставляло никаких шансов для других университетов… (Улыбается). А ГЗ я не перестаю восхищаться до сих пор и каждый раз, когда вижу. Наш Московский университет был достоин гения-архитектора Льва Владимировича Руднева и его соавторов.

— С чем связан был интерес к сфере управления, экономике?

Я увлекалась многими темами в процессе учебы, писала первую курсовую у М.И.Панова по ведению переговоров, затем у Н.В. Постового по муниципальному праву, но в итоге пришла к Музе Аркадьевне Сажиной и осталась. Успешно написала и защитилась под руководством Музы Аркадьевны диплом и затем кандидатскую диссертацию по научной специальности «Общая экономическая теория», которой я бесконечно благодарна и восхищаюсь как ученым и как сильным человеком. Как я понимаю, если мне нравилась какая-то научная тема, проблематика, то я смело за ней шла и пыталась разобраться. К экономике я пришла через кризис 1998 года в России, так как он в очередной раз случился, в августе, когда доллар США за один день подскочил с 6 до 18 рублей и я подумала, что «незачем выдумывать тему диплома, вот же она – очевидна: финансово-экономический кризис» и стала заниматься воспроизводственными кризисами, придя к лучшему и до сих пор специалисту-методологу по среднесрочным циклам и кризисам – Сажиной Музе Аркадьевне. Дипломная работа была у меня по теории экономических кризисов Карла Маркса, кандидатская – по экономическим кризисам в условиях глобализации, в которой я рассматривала кризисы цикла 1991 – 2001 гг. («мексиканский кризис» 1994-1995 гг., «азиатский кризис» 1997-1998 гг., «российский кризис» 1998 г., «бразильский кризис» 1999 г.). К управлению же я пришла намного позднее, трудным, длинным и опытным путем, причем к публичному управлению мой путь шел через корпоративное управление. Работая на кафедре теории и технологий управления под руководством Алексея Викторовича Сурина, первого декана ФГУ, с 2009 г. я стала погружаться в корпоративное управление в качестве преподавателя и только потом, перейдя в 2015 г. на кафедру теории и методологии государственного и муниципального управления под руководством академика Сергея Юрьевича Глазьева, я ушла в публичное управление. Так что мой путь был долгим, но в нем есть своя логика.

II. Карьера: реализованная идея фикс, создание интересных проектов, академическая карьера.

— К какому продолжению карьеры Вы готовились, обучаясь на факультете государственного управления: в академическом кругу или в сфере бизнеса, управления?

— Поначалу я больше стремилась к бизнес-карьере, конечно, хотя никогда и не исключала академическую карьеру. У меня была идея-фикс – стать финансовым директором. Эта идея возникла у меня в самом начале моего трудового пути, в 1997 году, когда по предложению Евгения Викторовича Шикина (сейчас на факультете работает его дочь, Гузель Евгеньевна Шикина) я вошла в коллектив технических переводчиков интернет-компании «Scala» на время летних каникул… Работала под руководством очень интересного руководителя Михаила Франк-Каменецкого, у которого супруга работала в этой же компании на высоких финансовых должностях и которая рассказывала о своем увлекательном опыте получения образования за рубежом по программам MBA и Executive MBA (Master of business administration). Да, мне поступали предложения (буквально 1-2) от нашего факультета о карьере на государственной службе, помню, что одно было в Министерстве экономического развития, но я тогда не заинтересовалась этим предложением. Сейчас, с высоты своего опыта и знаний, я, конечно, по-другому бы посмотрела на это предложение и более тщательно, потому что вопрос работы в государственных органах – это вопрос не столько заработка, сколько вопрос реализации своего потенциала, как управленца, человека, который склонен к решению практических задач, социально значимых, трудных, амбициозных и интересных. Но тогда этого понимания у меня не было. Тем не менее, свою бизнес-карьеру после защиты кандидатской диссертации в 2003 году я сознательно решила начать в аудиторской компании, так как твердо хотела детально заниматься реструктуризацией бизнес-процессов. Я слабо себе представляла тогда, разумеется, что это означает на практике, что называется «в поле». В итоге, я, конечно, доросла до финансового директора среднего по размерам предприятия в сфере информационных технологий, ЗАО «ИНФОПРО», и когда доросла, окунулась в практический функционал финансового директора, то довольно быстро потеряла интерес из-за рутины. И по завершению внедрения ИТ-проекта («1С: Предприятие 8» в полном комплекте конфигураций: «1С: Управление торговлей», «1С: Бухгалтерия предприятия» и «1С: Зарплата и управление персоналом»), которым руководила от самого начала и до конца, что называется «под ключ», включая проведение информационного аудита по прошествию года после окончания внедрения, а также в результате оптимизации штата сотрудников в ИНФОПРО по итогам очередного финансово-экономическим кризиса уже 2008 года, решила завершить свою бизнес-карьеру и попробовать себя на академическом поприще, где остаюсь и поныне. И здесь у меня тоже были некоторые нетривиальные организационные и исследовательские проекты, к числу которых мне бы хотелось отнести соорганизацию Московского экономического форума в 2017 г. в Московском университете по поручению С.Ю.Глазьева, соорганизацию научно-практической конференции «Модели государственного и корпоративного управления: традиции и перспективы» на нашем факультете в 2017 г. вместе с Владимиром Сергеевичем Осиповым, руководство межсекторальным инициативным исследованием МГУ «Индикаторы здорового администрирования» в период с 2017 по 2020 гг., соорганизация онлайнового мероприятия «Цифровые компетенции преподавателей ВУЗов и управление рисками в датацентричном мире» в проекте МГУ «Диалоги» & «Готовкцифре.рф» в 2021 г., а теперь – ведение медиа-канала Lomonosov Research в Дзен и Telegram в качестве шеф-редактора pro bono.

III. «Четкая «связка» преподавателей, которые были для нас как «на ладони»»

— Кого из преподавателей факультета государственного управления (и шире — МГУ) Вы могли бы назвать своими учителями?

Думаю, что это практически все преподаватели, потому что каждый оставил незабываемый «след». Плюс ко всему мы еще и первый выпуск факультета, у нас же была небольшая группа, порядка тридцати человек, поэтому все преподаватели были у нас как «на ладони», также как и мы у них. Тогда это была очень четкая «связка» Преподаватель-Студент, так как лекции и семинары вели одни и те же лица. Плюс практически все время мы находились в одной аудитории, аудитории 461 в 1-ом ГУМе. Камерность и индивидуальный подход был к каждому из нас. Практически все преподаватели отпечатались в моем сознании. Помимо Музы Аркадьевны Сажиной это был и Михаил Иванович Панов, и Юрий Юрьевич Петрунин, и Алексей Викторович Сурин, и Александр Иванович Соловьев, и Геннадий Львович Купряшин, и Константин Анатольевич Соловьев, и Ирина Владимировна Малькова, и Анна Владимировна Каширова, и Ольга Михайловна Пеганова, и Анатолий Тимофеевич Зуб, и Ольга Петровна Молчанова, и Галина Доновна Кулагина и многие другие. Сколько себя помню я со школьных лет всегда была склонна сидеть на первых партах, лицом к лицу с преподавателем, максимально близкий контакт. Студентами мы ходили на пары, непосещение было исключением. Наверное, я поэтому и не понимаю сегодняшнее студенчество, которое не склонно в массе своей ходить на пары, не считая студентов из Китая. Не понимаю, какой смысл в том, чтобы лишать себя роскоши общения с преподавателями.

IV. Насыщенная студенческая жизнь, конкурс «Золотой гусь», уникальность студентов МГУ, востребованные IT навыки, ставшие важной, полученной в университете, компетенцией.

— Сложился ли в годы обучения круг друзей-единомышленников, общение с которыми доставляло Вам радость?

Да, сложился. И хотя нельзя, конечно, сказать, что мы думали и мыслили одинаково, скорее наоборот, мы все были и остаемся очень разными, но мы были единомышленниками в уважении друг к другу. И хотя жизнь нас все-таки разбросала после 1999 года буквально, так как Лика Данилова в Африке, Мария Кобрусева в Японии, Татьяна Лейн в Словении… но мы по-прежнему общаемся, у нас есть свой чат в WhatsApp, группа, которая так и называется «ИГУиСИ’99», ведь раньше факультет назывался не ФГУ, а Институт государственного управления и социальных исследований, нас даже называли «гуси-лебеди» (Улыбается), был даже конкурс, который имел образ гуся, назывался «Золотой гусь». Студенческая жизнь была у нас очень насыщенная. У нас были и вечера, когда мы собирались группой у кого-нибудь из однокурсников дома, неоднократно собирались и у меня дома, например, на выпускной, собирались много раз и в общежитии, причем всегда это было весело, здорово и без потасовок.

— Какие компетенции полученные в годы учебы для Вас стали важными в последующей жизни?

Когда я училась в старшей школе, это было начало девяностых, то компьютерная грамотность была невысокой. И хотя я ходила на курсы «программирования на Fortran», работала в программе «Лексикон», но все-таки обучение в университете дало мне возможность посмотреть, как работать в поисковых системах и решать неординарные пользовательские задачи. Тогда у нас вели эти предметы Ю.Ю. Петрунин и А.В. Сурин. В период прохождения аспирантуры у меня выработались исследовательские компетенции.

V. Опыт работы со студентами, желание нести звание «человека Московского университета», пожелания студентам ФГУ.

— Когда Вы поняли, что хотите преподавать?

Могу точно ответить, когда и как я это поняла. Я долго вела семинары на механико-математическом факультете МГУ по предмету «Экономическая теория» под руководством Музы Аркадьевны Сажиной и Феликса Михайловича Волкова, начиная с 2000 г. Вот тогда, ведя семинарские занятия (было немного страшновато, хотя некоторый опыт преподавания у меня уже был, так как я работала в своей школе № 312 учителем в старших классах и вела «Экономику» по 2-х годичному курсу), наблюдая за студентами, я и обнаружила в себе неподдельный интерес к преподаванию в Университете.

— Ощущали ли Вы на протяжении жизни, что Вы «человек Московского университета»?

Да, я ощущала себя «человеком Московского университета». Но Университет всегда воспринимался мной скорее как миссия, которую с честью до меня несли и «уронить» которую я не имею никакого права, потому что тогда я потеряю уважение к себе.

— Что бы Вы могли пожелать сегодняшним студентам Московского университета, которые учатся на нашем факультете государственного управления?

Я бы хотела пожелать, чтобы они больше читали, читали именно в первоисточниках. В свое время, когда я прочитала «Никомахову этику» Аристотеля, «Страх и трепет» Сёрена Кьеркегора, «Эстетику мышления» Мераба Мамардашвили, статьи и труды ученых-ученых, то я четко поняла, что через эти тексты, которые содержат очень много мыслей на один квадратный сантиметр, можно вырасти как личность, но до них надо стараться дорасти. К тому же нет ничего сложного в том, чтобы находить на чтение по полчаса-часу утром, днем и вечером. И делать это регулярно каждый день: утром, днем и вечером. Надо не лениться работать над собой по мере сил и возможности, становясь лучшей версией себя день ото дня. Также я пожелала бы студентам ходить на лекции и задавать вдумчивые вопросы преподавателям. Мы были склонны не только задавать вопросы для разъяснения, но и подходить к преподавателям, о чем я вспоминаю с особым удовольствием, когда мы сопровождали лектора до аудитории и после аудитории, потому что это был диалог «за кадром», иной формат общения. Также я пожелала бы сегодняшним студентам научиться более внимательно слушать, чтобы они услышали ключевые идеи и мысли своих преподавателей. Испытывайте больше уважения к преподавателям, ведь за их плечами огромный опыт не только педагогический, но и человеческий. И, наконец, не стоит вписывать Московский университет в свой график: только понапрасну потратите свое время и деньги, надо вписываться в Московский университет.

Автор: Носырева Полина Михайловна

студент бакалавриата факультета государственного управления МГУ.

г. Москва, октябрь 2024.

Tags

Comments are closed