Уважаемые читатели рубрики «Преподаватели ФГУ»!
Поздравляем Вас с началом нового учебного года! Мы продолжаем знакомить Вас с преподавателями нашего факультета, которые окончили МГУ, и рады представить еще одного выпускника Московского университета – Владимира Григорьевича Кошкидько.
Владимир Григорьевич Кошкидько – выпускник аспирантуры МГУ имени
М.В. Ломоносова, преподаватель факультета государственного управления, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой регионального и муниципального управления.
I. Интерес к истории, поступление в университет; кафедра, из которой был образован факультет государственного управления.
— Владимир Григорьевич, скажите пожалуйста, с чем был связан Ваш интерес к истории при поступлении в университет?
— Интерес к истории у меня появился еще в школе, когда я учился в шестом-седьмом классе. Я много читал и больше всего мне нравились книги русских и зарубежных писателей на исторические темы. Учебник по истории я читал как книгу, поэтому проблем с этим предметом не было. В старших классах я прочитал воспоминания И. Эренбурга «Люди, годы, жизнь» и моим любимым историческим и художественным жанром стали, и до сих пор остаются, воспоминания.
Все знания, полученные из прочитанных книг, я применял на уроках, участвовал в олимпиадах различного уровня по истории. Сначала история для меня была увлечением. Позже я понял, что история меня очень интересует профессионально, особенно – история России XIX – начала XX веков. Поэтому я поступил на исторический факультет Ярославского государственного университета. Во время учебы я довольно активно занимался научной работой, был лауреатом Всероссийского конкурса студенческих научных работ. По окончании университета получил рекомендацию для поступления в аспирантуру.
— На какой кафедре Вы обучались в аспирантуре Московского университета?
— Я обучался в аспирантуре КОН (кафедры общественных наук). Преподаватели этого подразделения МГУ вели занятия по истории, философии, политэкономии, на всех факультетах университета. На каждой из этих кафедр существовала аспирантура,
в которой обучались и готовили диссертации аспиранты со всего Советского Союза. Моим научным руководителем была профессор, Полина Ивановна Соболева, заслуженный деятель науки РСФСР, заведующая кафедрой истории естественных факультетов МГУ.
Я защитил диссертацию и остался на этой кафедре. Преподавал историю на физическом факультете. Более 10 лет был ученым секретарем диссертационного совета по защите кандидатских диссертаций. В 1990 году кафедры общественных наук были преобразованы в Центр социально-гуманитарного образования (ЦСГО), а в 1993 году в учебно-научный Институт государственного управления и социальных исследований (ИГУиСИ), который в октябре 1995 года получил статус структурного подразделения, имеющего права факультета МГУ – факультета государственного управления. Я продолжил работать на этом факультете, постепенно встраиваясь в новое направление деятельности.
II. Преподаватели – учителя; круг друзей-единомышленников; важные компетенции, полученные в годы учебы.
— Кого из преподавателей Московского университета Вы могли бы назвать своими учителями?
— Это, конечно, мой научный руководитель – профессор П.И. Соболева, профессор нашей кафедры В.И. Тропин, который многие годы работал проректором по международным связям и учебно-научной работе с иностранными учащимися, и другие преподаватели нашей кафедры, на опыт которых в учебной, научной работе и преподавательской деятельности я старался ориентироваться после окончания аспирантуры.
— Сложился ли у Вас в годы обучения круг друзей – единомышленников?
— Конечно, сложился. Из студентов Ярославского университета, с кем я дружил во время учебы, несколько человек в настоящее время работают в университете профессорами и доцентами. Я принимаю участие практически во всех научных конференциях, которые проводит ЯрГУ. К кругу друзей-единомышленников я бы отнес всех, с кем я работаю на факультете уже более 30 лет.
— Какие компетенции, полученные в годы учебы, для Вас стали важными в дальнейшей работе?
— Для преподавателя очень важны, на мой взгляд, предметная и педагогическая компетенции. В Ярославском университете для меня примером были лекции профессора В.С. Флерова. На лекции по историографии он приносил редкие книги из своей библиотеки, передавал их в аудиторию. Лекции читал так, что их можно было записать, все было понятно и интересно. На занятия по нумизматике для наглядности Василий Сергеевич приносил монеты (от древнеримских до современных) из своей коллекции, и студенты с большим интересом их изучали. Не могу не вспомнить профессора М.Е. Ерина, семинары которого были организованы так, что на каждом семинаре работали все студенты.
Экзамены он принимал, учитывая работу студентов на семинарах.
В Московском университете образцом для меня было научное руководство Полины Ивановны Соболевой. Она давала возможность аспирантам проявить себя в полной мере. Делая замечания, никогда не мешала творческому процессу, а наоборот, способствовала этому.
III. Ощущение себя «человеком Московского университета»; ценные пожелания студентам ФГУ.
— Ощущали ли Вы на протяжении жизни, что Вы «человек Московского университета»?
— Конечно, ощущаю. Более сорока лет моей жизни связано с Московским университетом. Это не просто место работы, это – моя жизнь.
— Что бы Вы могли пожелать сегодняшним студентам Московского университета, которые учатся на нашем факультете государственного управления?
— Где бы вы ни учились, у кого бы вы ни учились, помните, что вы учитесь для себя. Это самое главное. Я, обучаясь на втором курсе, понял, что мне это дается один раз в жизни. Помните об этом и берите все знания, которые вам дают преподаватели факультета государственного управления Московского государственного университета.

Автор: Носырева Полина Михайловна
Студент бакалавриата факультета государственного управления МГУ.
г. Москва, сентябрь 2025 г.
Comments are closed