Александр Иванович Соловьев – выпускник Московского университета, в 1977г. окончивший философский факультет МГУ. После окончания университета, Александр Иванович продолжил свою научную и преподавательскую деятельность в стенах родной Alma Mater. Сегодня он является одним из ведущих преподавателей факультета государственного управления. Алекандр Иванович – доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политического анализа.
I. Три причины, по которым был сделан выбор в пользу МГУ.
— Выбирали ли Вы между МГУ и каким-либо еще Вузом, когда собирались получать высшее образование? Почему выбор был сделан в пользу МГУ?
— Причин было три: во-первых, это, безусловно, репутация Московского университета, которая сыграла со мной злую шутку, поскольку после окончания школы я считал себя еще не готовым к поступлению в университет и решил предварительно послужить в армии. Так что в МГУ я попал только после армии. Во-вторых, это моя приятельница из соседнего класса, с которой мы мечтали поступить в университет, но она поступила сразу после школы и сейчас она профессор филологического факультета. Были у меня и старшие друзья, которые учились в МГУ на естественных факультетах. В-третьих, это была очень удобная транспортная доступность, потому что в то время я жил около м. Спортивная, рядом с Комсомольским проспектом и мне до университета было «рукой подать». Таким образом, все и сошлось. Но конечно, первая причина была доминирующей. Причем, я уже в молодости понимал, что я человек гуманитарный, но я не мог сразу определиться с тем, что мне более всего интересно. Поэтому пошел на самый «широкий» гуманитарный факультет – философский, который дал мне необходимую базу для самосовершенствования в других областях жизни.
II. Интерес к философии и политологии; выбор дальнейшей профессиональной деятельности после окончания университета.
— С чем связан был интерес к философии, а после к политологии?
— Философия не является в строгом смысле наукой, это область спекулятивного мышления, где для человека нет ничего очевидного. Поэтому его рефлексия бесконечно моделирует действительность, сопоставляя свои представления с какими-то достижениями прошлого. По сути, это такая развивающая мышление человека интеллектуальная среда. Такая среда мне была очень близка и мне хотелось попробовать себя в этой области. В итоге и некие юношеские искания, и те философские доктрины, которые я изучал во время обучения, помогли мне оформить свои внутренние представления в относительно устойчивую мировоззренческую систему. Так что, с этой точки зрения все было достаточно логично для моего индивидуального развития. А после того, как я закончил факультет, а впоследствии учился в аспирантуре на кафедре, которая занималась социально-политической тематикой, там уже политическая проблематика проняла меня, что называется, «до дна». Помимо того, что эта область познания представлялась исключительно сложной и чрезвычайно изменчивой, она оказалось и весьма непростой с точки зрения овладения ее аналитическим аппаратом. В итоге при подготовке кандидатской диссертации я стал специализироваться на проблемах политического сознания. А докторскую диссертацию защищал по проблемам политической культуры. Это было очень динамичное и интересное время, когда политические науки только сертифицировались в высшей школе, и мне повезло стать одним из тех, кто в университете стал прокладывать дорожку от марксистско-ленинской философии и научного коммунизма к академической науке о политике. К слову сказать, я стал первым доктором политических наук в МГУ и третьим в стране. Ну и, конечно, дополнительным драйвером было переживаемое время, которое порождало волну надежд и на демократическое будущее, и на то, что эта специализация позволит мне развиваться в научном плане.
— К какому продолжению карьеры Вы готовились, обучаясь на философском факультете: в академическом кругу или в сфере управления?
— Вы не очень точно понимаете, что такое советское время в 1970-е годы. У нас со всего потока, где было более 100 человек, в Академию наук уходило один или два человека, в преподавание формально уходило больше половины, а в университете оставался один-два человека. При этом в стране вообще не было политического рынка или возможности работать в каких-то консалтинговых и аналитических структурах. Поэтому, перспективы оценивались, как не только туманные, но и, извините за парадокс, весьма бесперспективные. Остаться работать в университете несмотря на то, что у меня были научные рекомендации, было нельзя по причине моей беспартийности. А в МГУ в то время в основном оставляли только членов партии. Поэтому, мне пришлось сделать акцент на профессиональных компетенциях и вернуться в университет уже состоявшимся специалистом, доцентом.
III. 1. Преподаватели-учителя Александра Ивановича, которые остаются в памяти и сегодня. 2. Три друга, с которыми связал Александра Ивановича Московский университет.
— Кого из преподавателей философского факультета (и шире — МГУ) Вы могли бы назвать своими учителями?
— Один из этих учителей работает и до сих пор на факультете политологии – это Валерий Иванович Коваленко, который в то время занимался близкой мне тематикой. Также это Василий Павлович Пугачёв, который был моим преподавателем, ведя у меня семинарские занятия на пятом курсе, и которого я его считаю одним из своих учителей. Потом мы с ним стали уже соавторами, вместе писали учебники и иные научные работы. Василий Павлович всегда поражал меня своим академизмом, очень добротной исследовательской логикой, фундированностью. Он был и остается абсолютно университетским человеком. Ну, а любимых преподавателей, конечно, было немало. Особенно с кафедры истории зарубежной философии – это профессора А.С. Богомолов, Г.Г. Майоров и некоторые другие. Люди очень яркие, они у меня до сих пор в памяти.
— Сложился ли в годы обучения круг друзей-единомышленников, общение с которыми доставляло Вам радость?
— Конечно, образование дружеских микро-коллективов – это естественный процесс. С тремя сокурсниками я подружился на всю жизнь. Это очень развитые ребята. Один мой друг (он рано ушел из жизни), у которого IQ, по-моему, был выше, чем у профессоров, очень начитанный, поистине энциклопедический был парень. К сожалению, он очень рано ушел из жизни. А вот с двумя остальными друзьями мы общаемся до сих пор. Один живет в Чехии. Попав в пору бархатных революций в Чехословакии (у него жена чешка, наша однокурсница) и расставшись с профессией (поскольку в то время всех специалистов с советскими дипломами выдавливали из научной и преподавательской среды), он переквалифицировался на бизнес и стал очень успешным коммерсантом. Третий друг, парень из Нижнего Новгорода, уехал после окончания университета и живет сейчас на Украине. Это мой самый близкий друг, с которым мы общаемся постоянно. Человек незаурядного ума, он работал во многих аналитических структурах, защитил PhD в Лондонской школе экономики, был крайне востребованным экспертом в сфере государственного управления. Так что и сегодня мы с ними связь не теряем и постоянно обсуждаем наши академические вопросы.
IV. Главное умение, которому учит университет — умение учиться.
— Какие компетенции полученные в годы учебы для Вас стали важными в последующей жизни?
— Самое главное, чему я научился – научился учиться. Это здорово помогло в жизни, поскольку зарождавшаяся в стране политология требовала овладения совершенно новых знаний и компетенций. И мне кажется, что в целом с этим жизненным вызовом я справился. И вообще я доволен, что моя преподавательская и научная жизнь сложилась именно в этой сфере. Вспоминая про конец 80-х – начало 90-х, могут сказать, что в Москве нас было 7-10 человек из академических институтов, МГИМО и МГУ, которые воссоздавали Российскую Ассоциацию Политической Науки, способствовали изданию профессиональных политологических журналов, вводили в учебный процесс политологические дисциплины, готовили учебники и учебные пособия. Добавлю также, что на нашей кафедре (недавно мы отмечали ее 35-летие) были подготовлены первые в стране учебники и словари по политологии. Это было очень живое и насыщенное разными проектами время. В 2000-х становлению политологии очень помог проект Национального фонда подготовки кадров, где мне удалось участвовать, работая руководителем экспертного совета по политологии и где мы способствовали развитию политологических дисциплин более чем в 50 университетах страны. Это был жизненно важный и аналитически привлекательный проект.
V. 1. Интересный жизненный опыт преподавания в известной театральной Школе-Студии МХАТ. 2. «Человек Московского университета» — кто он?
— Когда Вы поняли, что хотите преподавать?
— Я начал преподавать будучи еще студентом третьего курса. Так сложилось, что у меня было очень много друзей в театральном мире и ребята сначала приглашали меня в Школу-Студию МХАТ для подготовки к экзаменам. Потом меня приметили на общегуманитарной кафедре (где читались история КПСС, философия и научный коммунизм) и стали привлекать для чтения лекций у студентов, а потом и на курсах повышения квалификации режиссеров. В общем, уже на третьем курсе я получил бесценный преподавательский опыт. Мне это очень нравилось, отдельно еще и потому, что первое время приходилось изворотливо реагировать на всякие студенческие приколы и розыгрыши (студенты знали, что я тоже студент). Это была удивительная школа. Но если поначалу ко мне относились с легким юмором, то потом установились вполне традиционные отношения – студент-преподаватель. И когда мне пришлось оттуда уйти на пятом курсе, меня постоянно звали назад. Могу добавить и то, что со многими, ныне здравствующими актерами, я остаюсь в хороших отношениях.
— Ощущали ли Вы на протяжении жизни, что Вы «человек Московского университета»? С какими воспоминаниями вы ассоциируете жизнь в Московском университете?
— Да, вот это чувство я храню как зеницу ока, потому что дух Московского университета – это непередаваемая сердцевина моей внутренней жизни. Не скрою, что у меня было немало предложений перейти и в МГИМО, и в ВШЭ, и в зарубежные университеты, но с университетом я не мог расстаться.
VI. Главное пожелание Александра Ивановича студентам ФГУ.
— Что бы Вы могли пожелать сегодняшним студентам Московского университета, которые учатся на нашем факультете государственного управления?
— Я бы пожелал одно: чтобы они использовали это время, прежде всего, для самораскрытия, для поиска в себе тех способностей и потребностей, которые помогут им и для освоения наук, и для – в широком смысле — профессиональной деятельности. Студенты должны научиться уважать себя как самодостаточных и способных людей, готовых к освоению различных видов деятельности. Ведь после факультета государственного управления они могут учиться и работать по совершенно разным направлениям. Хотелось бы, чтобы способность к саморазвитию они закладывали именно здесь, а мы, преподаватели, будем всегда помогать им в этом деле. Коротко говоря, дело не в том, чтобы собрать побольше пятерок, а в том, чтобы использовать это время для расширения своего человеческого и профессионального кругозора, впитать в себя дух бесконечного самообразования, жизненной самопрезентации. И что, конечно же, должно сопрягаться с формированием и самовоспитанием гуманистической культуры современного и ответственного гражданина.
*на фотографии Александр Иванович — слева
Автор: Носырева Полина Михайловна
студент бакалавриата
Comments are closed